География реализации практики
г. Волгоград, Дзержинский район
Период внедрения практики
45 месяцев, с 2021 года по настоящее время
Целевые группы
Исходя из актуальности деятельности практики сформированы следующие целевые группы:
- кандидаты в замещающие родители;
- родители (замещающие семьи);
- дети и подростки (замещающие семьи);
- специалисты, оказывающие помощь замещающим семьям.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В замещающей семье возникают следующие проблемы, из которых исходит потребность в деятельности данной практики:
- трудность в адаптации к новым условиям жизни в замещающей семье;
- прохождение возрастных кризисов, проблем, связанных с обучением приемного ребенка;
- психоэмоциональные проблемы приемного ребенка, возникающие в процессе адаптации к новым условиям;
- проблемы, связанные с несбывшимися ожиданиями замещающих родителей и детей.
Цель практики
Цель практики, направленной на поддержку замещающих семей, заключается в создании комплексной системы помощи и сопровождения, направленной на обеспечение благополучия детей, находящихся в замещающих семьях, а также их опекунов и приемных родителей
Задачи практики
Реализация комплексной системы помощи и сопровождения замещающих семей включает в себя:
- повышение ресурсности замещающих семей;
- повышение компетенций замещающих родителей в вопросах воспитания детей;
- развитие профессионального родительского сообщества;
- организация программ психологической помощи и поддержки для родителей и детей, чтобы помочь им адаптироваться к новым условиям жизни;
- создание платформы для обмена опытом и поддержанием сообществ замещающих семей, что поможет им находить взаимопомощь и делиться полезными практиками;
- регулярный мониторинг состояния замещающих семей и детей, вовлечение специалистов для оценки эффективности оказанных услуг и корректировки подходов в зависимости от потребностей.
Краткое описание практики
"Мир в семье" это практика, направленная на сопровождение семей, принявших детей на всех этапах становления замещающей семьи, начиная с подготовки кандидатов в замещающие родители до приема ребенка в семью и прохождения адаптационного кризиса, а также при возникновении сложностей, связанных с кризисными ситуациями в семье.
В рамках реализации данной практики повышение компетенций состоявшихся приемных родителей проходит в очно-заочном формате. Очно-заочный формат позволяет отработать навыки совместной работы на практике, дистанционный элемент обучения позволяет обеспечить охват всех желающих. Работа с семьями в формате сообщества и групповом формате позволяет создать атмосферу для обмена опытом, поиска взаимопомощи и информирования.
Адаптационный период в замещающих семьях может быть связан с множеством проблем, поскольку он включает в себя как эмоциональные, так и практические аспекты. Оказание помощи в проживании адаптационного (а также возрастного) кризисов в замещающих семьях в рамках данной практики реализуется путем индивидуальной работы с несовершеннолетними, диагностических процедур, направленных на выявление склонности подростков к противоправному, суицидальному и зависимому поведению. В ходе внедрения практики "Мир в семье" сформирован план занятий на снижение тревожности, агрессивного поведения, развитие эмоционального интеллекта, развитие коммуникативных навыков и ненасильственному общению с окружающими:
1. "Связующая нить" – занятие-тренинг на укрепление детско-родительских отношений;
2. "Психологическое пространство замещающей семьи", "Мотивы плохого поведения детей и причины стойкого непослушания", "Особенности воспитания детей подросткового возраста", "Домашние обязанности моего ребенка" – родительские встречи, где родители делятся своим опытом, отвечают на интересующие вопросы;
3. "В гармонии с собой", "Эмоциональная атмосфера в семье" – профилактика эмоционального выгорания и др.;
4. Совместные досуговые мероприятия: "Интерактивная игра "Все вместе"; "Международный день семьи" и др.
5. Творческие мастер-классы: "В мастерской у Гарри Поттера"; "Бумагопластика"; "Прекрасная ваза" и др.
Для комплексного оказания помощи замещающим семьям проводится индивидуальная работа с родителями, которая включает в себя консультирование по вопросам детско-родительских отношений, возрастных особенностей детей, развитию саморегуляции и др. в том числе в форме вебинаров и онлайн консультаций.
Психологическая и информационная поддержка, обмен опытом между замещающими родителями, между замещающими родителями и специалистами учреждения для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания приемных детей помогает выстроить модель работы родительского сообщества с диагностированием проблематики, профилактированием проявлений личного и семейного неблагополучия.
Самообразование и самопомощь способствуют развитию воспитательных компетенций, что в свою очередь является профилактикой дезадаптации замещающих семей.
Социальные результаты
1) Практика "Мир в семью" является успешной и актуальной, что подтверждается многочисленными победами:
1. В 2021 году практика стала победителем V Всероссийского конкурса "Курс на семью – 2020" и реализовывалась при поддержке Благотворительного фонда помощи детям и социально незащищенным слоям населения "Ключ" и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.
2. В 2022 году проект "Повышение качества оказания помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий" получил грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. С 28 июня 2022 года приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 28.06.2022 № 1393 ГКУ СО "Дзержинский ЦСОН" присвоен статус "опорной профессиональной площадки" по направлению "Повышение качества оказания помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий". Реализация проекта длилась до 30 августа 2023 года. Замещающие семьи стали одной из целевых групп проекта (жизненная ситуация: утрата родителей). 57 детям из 46 замещающих семей оказана помощь в рамках работы региональной опорной площадки.
4. С апреля по май 2022 года коллектив специалистов ГКУ СО "Дзержинский ЦСОН", участники фокус-группы "Волгоградская область" приняли участие в разработке методического пособия "Особые жизненные ситуации, формирующие психоэмоциональную травму у детей: алгоритмы помощи". В настоящий момент описанные алгоритмы помощи используются специалистами социальных учреждений региона, работа по оказанию услуг детям с психоэмоциональными травмами продолжается.
2) Проходит активное развитие профессиональных родительских сообществ. Проводятся занятия в школе замещающих родителей "Планета семья" (14 занятий, периодичность 2 раза в неделю). Данные занятия направлены на подготовку граждан, желающих стать родителями. Кандидаты приглашаются на заседания Клуба замещающих родителей, где родители делятся своим опытом, отвечают на интересующие вопросы.
3) 615 человек прошли обучение в Школе замещающих родителей "Планета семья";
146 семьям замещающих родителей с детьми организовано социальное сопровождение;
167 человека (дети и родители) стали получателями социальных услуг;
80 специалистов приняли участие в информационно-методических вебинарах и тренингах;
206 добровольцев (волонтеров) приняли участие в 43 мероприятиях для замещающих семей.
Для специалистов, работающих с замещающими семьями, организованы и проведены 21 групповая и 43 индивидуальных супервизий.
Этапы внедрения практики
Подготовительный: разработка положений "Школа замещающих родителей "Планета семья", "Клуб замещающих родителей "Теплые ладони", планов работы.
Основной: практическая апробация деятельности профессиональных родительских сообществ и организация социального сопровождения замещающих семей. Организация сопроводительной помощи специалистам, работающим с замещающими семьями. Трансляция опыта на территории Волгоградской области.
Заключительный: мониторинг реализации и достижения результатов деятельности по сопровождению замещающих семей.
Социальная значимость практики
У несовершеннолетних произошло снижение тревожности, им легче стало коммуницировать, появились новые друзья. Родители отмечают позитивные изменения в поведении детей, улучшение семейных отношений. Внедрена практика групповой работы с замещающими семьями, наставничество, где успешная приемная семья делится опытом с семьей, готовящейся стать приемными родителями.
Родители получили ресурс в виде профессионального родительского сообщества и специалистов учреждения социального обслуживания. В учреждении сформирован алгоритм сопровождения замещающей семьи на всех стадиях – начиная с желания стать замещающей семьей до принятия ребенка в семью и сопровождения в период адаптации, при возникающих кризисных ситуаций.
Опыт по организации комплексной работы по сопровождению, помощи и поддержке замещающих семей используется государственными социальными учреждениями Волгоградской области.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает кадровыми, материально-техническими, методическими и информационными ресурсами для реализации практики. Специалисты ГКУ СО "Дзержинский ЦСОН" обучены на стажировочных площадках Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в г.г. Тверь, Псков, Арзамас и владеют методами и приемами работы с приемными семьями.
Организации партнёры
- Отдел опеки и попечительства администрации Дзержинского района Волгограда (участие в заседаниях Клуба замещающих родителей "Теплые ладони")
- Волонтерский отряд "Дари добро", добровольческий отряд несовершеннолетних получателей социальных услуг "Добрые сердца" (организация досуговых, спортивных мероприятий, творческих мастер-классов, социальных акций для замещающих семей Дзержинского района Волгограда).