География реализации практики
муниципальное образование город Абакан, Республика Хакасия
Период внедрения практики
январь 2024 г. – сентябрь 2024 г.
Целевые группы
воспитанники дошкольного возраста в возрасте 3-7 лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в МБДОУ «Д/с «Орлёнок» г. Абакана, имеющие несформированные ценностные ориентации, их родители.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
несформированность ценностных ориентаций и уклада жизни семьи из-за подчиненности интересам реабилитации, лечения и оздоровления ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья; повышение качества жизни семьи в социуме
Цель практики
формирование семейных ценностей в нравственном воспитании детей дошкольного возраста через укрепление традиций семей воспитанников, традиций дошкольной образовательной организации.
Задачи практики
1. Создать условия для формирования у детей семейных ценностей, сохранения семейных связей;
2. вовлечь семьи воспитанников в воспитательный процесс детского сада;
3. формировать потенциал семей как ведущего субъекта жизненного пути ребенка;
4. совершенствовать существующие формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Краткое описание практики
Практика реализуется в форме образовательного проекта, который включает в себя несколько направлений (далее - маяки).
Патриотический маяк «Моя страна, моя Хакасия»
Патриотическое воспитание гражданина в воспитательной практике начинается через знакомство семей с бытом, культурой, творчеством, обычаями, традициями России и Хакасии посредством мероприятий: интерактивные выставки «Степной народ», «Чемодан неизвестного солдата», тематические мероприятия «День народного единства», «Масленичные гуляния». При сотрудничестве с социальными партнерами участники посещают экскурсии в краеведческом музее, видеоэкскурсии по заповедникам, становятся слушателями национальных инструментов в исполнении музыкантов школы искусств, участвуют в семейных патриотических конкурсах разного уровня.
Нравственный маяк «Большое сердце маленького человека»
Нравственный маяк освещает путь для воспитания в детях самоуважения, уверенности в себе, духовно-нравственных качеств, приобщения к социально-культурным ценностям и принятым в обществе правилам и нормам поведения. В этом помогают социальные акции с привлечением волонтеров: мастер-класс «Теплое сердце», развлечение «Большие радости в маленькие ладошки», творческие мастерские «Традиции моей семьи», экологические концерты «День Земли», семейные мастерские «Школа инициативных родителей» и т.д.
Маяк традиций «Наследие «Орлёнка»
С каждым годом традиции детского сада приумножаются, и семьи воспитанников все активней их поддерживают и принимают непосредственное участие в организации досуговых мероприятий «День матери», «Новый год», «День наших защитников»; акций, посвященных социально значимым датам: «Зажги синим» (распространение информации о аутизме), «Солнечные дети» (поддержка людей с синдромом Дауна) и т.д. Традиционным стали выставки рисунков и декоративно-прикладного искусства «Моя талантливая мама», проведение Дня рождения детского сада, Дня семьи и т.д. Особую роль в традициях сада занимают семейные конкурсы «Моя спортивная семья», «Готовлю вместе с мамой», «Герой моей семьи» и т.д.
Коммуникативный маяк «Медиацентр»
Развитие коммуникативной культуры детей играет большую роль в формировании навыков общения и сотрудничества, следовании традициям детского сада. Под редакцией малышей выходит выпуск новостей детского сада о прошедших значимых событиях, где они охотно берут интервью у своих родителей, педагогов. Данные информационные зарисовки воспитанников находят своих зрителей в сообществе ДОУ в сети «ВКонтакте». Также традиционным стал регулярно обновляющийся стенд в фойе сада, где размещены стенгазеты прошедших событийных проектов.
Познавательный маяк «Открывая мир»
Ориентирован на развитие познавательной активности детей; повышение психолого-педагогической и социальной компетентности родителей. Он включает в себя краткосрочные проекты «День добра», «Всемирный день радости», «День маленьких превращений» и т.д. В познавательный маяк входит и иная деятельность: от получения новых знаний путем экспериментирования до воплощения этих знаний в творческой деятельности. Под светом маяка прошли мероприятия: «Я - архитектор», «Театр не одного актера», «Строим вместе с папой». Открывать мир может не только ребенок, зачастую и родители нуждаются в ориентире, развивая и воспитывая своего ребенка. Были организованы мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей: комплекс совместных занятий «Мама может», тренинги родительского роста «Гиперопека», «Дом, в котором я живу», семинары-практикумы «Традиции на Руси», «Волшебный песок» и т.д. Родители были вовлечены в семейные проекты «Трудовая книжка», «Полевой журнал археолога», где раскрывали свой творческий потенциал, что способствовало гармонизации родительских отношений с ребенком. Особое внимание в познавательном маяке отдано надомному патронажу (для семей, имеющих детей с паллиативным статусом). Находясь на домашнем обучении, дети приобщались к традициям детского сада, дистанционно участвовали в семейных конкурсах.
Оздоровительный маяк «Жить здорово!»
Формирование традиций здорового образа жизни - неотъемлемая часть воспитания здоровой личности. Под светом оздоровительного маяка совершаются утренние семейные зарядки, спортивные соревнования спартакиады, развлечения, например, «Приключения силачей», досуги, флешмобы «Сильная страна - сильное поколение», «Вперед, Россия!».
Социальные результаты
Дети: положительная динамика формирования ценностных ориентаций у 100% дошкольников: развито понимание ценности семьи, родства, развито чувство единства, постоянства, заботы; у 84% детей сформированы представления об обычаях, традициях, нормах поведения, которые передаются из поколения в поколение и представляют собой основополагающие принципы, на которых строится вся жизнь семьи.
Родители: в реализацию проекта вовлечены 100% семей воспитанников детского сада; у 96% семей сформированы ценностные установки (взаимопонимание, чувство общности, внутрисемейные отношения); у 58% семей, имеющих детей-инвалидов, сформирована уверенная позиция родителей в социуме относительно жизни и воспитания ребенка с особенностями развития.
Этапы внедрения практики
1) Январь 2024 г. - подготовительный этап: диагностика родительских отношений и сформированности семейных ценностей, создание рабочей группы и плана реализации проекта; ресурсное обеспечение проекта; информирование семей воспитанников о проекте, составление договоров о сетевом взаимодействии детского сада с организациями-партнерами, диагностика эмоционального состояния семей, социального развития детей.
2) Февраль 2024 г. – август 2024 г. – основной этап: мероприятия «маяков» проводятся с вовлечением всех участников образовательного процесса (детей, их родителей, педагогов).
3) Сентябрь 2024 г. - заключительный этап: вторичная диагностика, анализ результатов реализации проекта, обобщение и распространение опыта реализации проекта.
Социальная значимость практики
При реализации практики формируется толерантное отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья, происходит понимание обществом, что семьям с ребенком-инвалидом необходима поддержка внутренних ресурсов, общество их «принимает», семьи становятся социально адаптированными, дети с особенностями развития осваивают социально значимые нормы и ценности, в том числе семейные ценности.
Ресурсное обеспечение практики
Комплекс условий развивающей предметно-пространственной среды детского сада, музыкальный и спортивный залы, групповые помещения, территория ДОУ, мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран); телевизор, музыкальная колонка.
Организации партнёры
- ГБУ РХ ДО «Хакасская республиканская национальная детская школа искусств»; ХРО МООО «Российские студенческие отряды»; ГБУК РХ «Хакасская республиканская детская библиотека»; ГАУК РХ «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова».