География реализации практики
Брянская область, г.Трубчевск
Период внедрения практики
с 01.02.2021 по настоящее время
Целевые группы
Дети от года до трёх лет с отставанием и риском отставания
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Участились случаи обращения с детьми раннего возраста. Обследование детей показало, что наиболее частым является специфическое расстройство речевого развития разной степени выраженности. Проведенный анализ показал, что количество неговорящих детей до 3 лет увеличилось почти в 2 раза по сравнению с 2021 годом.
Цель практики
Построение системы коррекционной и образовательной деятельности для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) с расстройствами речевого развития, овладение детьми самостоятельной активной речью и коммуникативными навыками.
Задачи практики
1. Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.
2. Максимальное сокращение разрыва между моментом первичного определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка.
3. Обязательное включение родителей в процесс обучения начиная с первых лет жизни ребёнка.
4. Максимальное облегчение процесса коррекционной и образовательной деятельности, формирование его интересным и увлекательным для ребёнка.
Краткое описание практики
Ранний возраст — лучшее время для коррекционной работы логопеда. Чем раньше начать коррекционную работу, тем меньше риск возникновения серьёзных логопедических проблем, поскольку благоприятный период развития речи — возраст именно до 3 лет.
Механизм реализации практики:
-
Выбор индивидуальной программы развития речи;
-
Комплексный подход, основанный на игре;
-
Возможность работы с несколькими специалистами: логопедом, психологом, инструктором АФК;
-
Индивидуальные занятия с использованием логомассажа, Су Джок терапии, пальчикова театра, логоритмики, драматизации, компьютерных технологий, нейроигр;
-
Удобное расписание, позволяющее сохранить регулярность занятий
-
Обязательное включение родителей в процесс обучения и коррекции с первых лет жизни ребёнка, посредством проведения обучающих сессий на основе моделирования.
Социальные результаты
Уровень 80% детей раннего возраста, занимавшихся в течении года достиг нормы. У остальных детей, хоть и не достиг возрастной нормы, но всё-таки повысил качественную результативность. Дети, которые поступили на занятия в более ранние сроки, максимально быстро достигают возможного для них уровня общего развития.
С помощью диагностики и адекватной ранней коррекционной помощи, благодаря педагогическому сопровождению у них были выявлены и предупреждены вторичные нарушения. В результате коррекции, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект.
Этапы внедрения практики
Подготовительный:
1. Разработка нормативно-правовых документов деятельности ранней помощи.
2. Повышение квалификации специалистов организации.
3. Информационная кампания о деятельности ранней помощи.
Основной:
4. Практическая апробация деятельности ранней помощи на территории субъекта.
5. Трансляция опыта на территории субъекта.
Заключительный:
6. Мониторинг реализации и достижения планируемых результатов деятельности ранней помощи, корректировка программы развития
Социальная значимость практики
Раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка, вовлечение родителей в образовательный процесс дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в раннем возрасте, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребёнка.
Ресурсное обеспечение практики
Центр имеет необходимые ресурсы для реализации практики, в том числе кадровые, материально-технические, методические, информационные – сайт, группа в ВКонтакте. Для реализации практики большую роль играет наличие профессионального кадрового обеспечения. Для информирования населения используются буклеты, разрабатываются наглядные пособия, игры. Для родителей разработаны методические рекомендации и буклеты по организации совместной деятельности с детьми и планированию семейного досуга. Совместные занятия проводятся в кабинете с использованием имеющегося для проведения коррекционных занятий оборудования.
Организации партнёры
- МБУК «Централизованная библиотечная система» города Сельцо Брянской области
- отдел культуры администрации города Сельцо
- МБУДО «Детская школа искусств» г. Сельцо
- клуб верховой езды «Конное подворье»
- МБУ «ДОК «Лесной»
- ФБУ «Брянский ЦСМ»
- МБОУ СОШ №4