География реализации практики
Архангельская область, город Архангельск
Период внедрения практики
12 месяцев (с 01.09.2023 года по настоящее время)
Целевые группы
Родители, воспитывающие ребёнка дошкольного и школьного возраста со статусом ребёнок-инвалид или ребёнок с ОВЗ
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
- Снятие эмоционального напряжения у родителей.
- Обмен жизненного опыта родителей, воспитывающих особого ребёнка и взаимная психологическая поддержка друг друга.
- Укрепление собственного физического здоровья и хорошего самочувствия.
Цель практики
Целевое назначение проекта - профилактика эмоционального выгорания родителей, воспитывающих особого ребёнка
Задачи практики
Задачи проекта:
1. Создание условий для эмоционально-психологической разгрузки родителей детей с инвалидностью
2. Раскрытие творческого потенциала родителей детей с инвалидностью
Профилактика физического и психического здоровья родителей детей с инвалидностью
Краткое описание практики
ГБУ АО «АМРЦ для детей» имеет богатый опыт по организации выездных смен семейного лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в проведении ежегодных летних оздоровительных лагерей для детей Центра и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В сентябре 2023года организован новый формат работы лагеря, а именно лагерь отдыха для родителей, воспитывающих особого ребёнка. Новизна проекта – формат недельной лагерной смены для родителей, воспитывающих особого ребенка. Взаимодействие родителей между собой без участия детей.
Целевое назначение проекта мы определили как профилактика эмоционального выгорания родителей, воспитывающих особого ребёнка. Были сформулированы задачи и определены этапы работы.
Подготовительный этап проекта включает организационные моменты: составление списка участников, создание чата, планирование мероприятий на недельную смену, привлечение специалистов разного профиля: психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги, учителя, инструктора по лечебной физкультуре. Для сплочения всех участников смены введён утренний ритуал приветствия, где звучит название отряда и девиз, придуманный родителями. В пилотном отряде «Девчонки» встретились мамы учеников начального школьного звена с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Вторая смена объединила в отряд «Ромашка» родителей учеников среднего и старшего школьного звена с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Практический этап проекта реализуется в нескольких направлениях. Социально – психологическое направление.
Используемые на занятиях специалистами техники «Тренинг знакомство», «Коллаж желаний» и др. помогают снять эмоциональное напряжение и создать благоприятную атмосферу для общения. Методики «Метафорические карты» и «Арттерапия» дают возможность проработать свои чувства, внутренние переживания, а главное - получить поддержку со стороны участников группы и специалистов. Посещение сенсорной комнаты помогает полностью расслабиться. А командообразующие игры (например, «Вперед - в прошлое!»), позволяют объединить разные поколения родителей и педагогов, что говорит о полезности дружественных встреч.
В рамках творческого направления на мастер-классах родители знакомятся с нетрадиционными техниками рисования «шерстяная акварель» и монотипия. На уроках технологии мамы выжигают по дереву, практикуются в работе с нитками. Готовые работы в технике макраме приняли участие во Всероссийской акции «Крылья Ангела». Оригинальные техники дают возможность создавать маленькие шедевры и помогают раскрыть творческий потенциал даже тех, кто впервые взял в руки кисть, нитки или прибор для выжигания. Хочется отметить, что родители постоянно подключаются к жизни Центра, участвуя во всех значимых патриотических акциях. Это изготовление открыток участникам Великой Отечественной войны, организованное волонтёрами студентами САФУ, а также плетение маскировочных сетей для наших бойцов СВО.
Оздоровительное направление является важным аспектом в реализации проекта. В «Студии здоровья» для мам проведены практические занятия по адаптивной физкультуре на проработку мышц проблемных зон. По запросу участниц смены специалистом по лечебной физкультуре записан видеоролик с полезными упражнениями и размещён в чате лагеря. С целью улучшения общего самочувствия, оздоровления и релаксации организованы групповые занятия йогой, обучение методам расслабления, походы на сеансы галотерапии в «Соляную пещеру» и занятия по танцедвигательной терапии. На занятиях «Уроки красоты» родители познакомились с методикой тейпирования и самомассажа лица. А на впечатляющем мастер-классе «Прическа для себя» мамы научились делать легкую укладку. Время, уделенное себе, принесло положительные эмоции, а также остались яркие фотографии на память.
Подведение итогов лагерной смены проходит на заранее спланированных мероприятиях, где уместны приятные сюрпризы – музыкальный мастер-класс или чайная церемония. Обратную связь мы получаем от участников проекта в виде анкет и отзывов.
Продолжительность реализации практики зависит от продолжительности проекта и длится, как, правило, год.
По окончании первой лагерной смены мы получили запрос от мам детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на проведение подобных мероприятий. Так возникла идея в рамках данного проекта проводить дополнительные встречи под названием «Мамина пятница», где родители и специалисты могут общаться в неформальной обстановке.
Социальные результаты
При реализации практики получены следующие социальные результаты:
1. обеспечение продуктивного диалога с родителями детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение их к сотрудничеству и участию в жизни организации;
2. повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
3. знакомство родителей с идеями полезного и приятного досуга;
4. удовлетворенность родителей улучшением собственного здоровья благодаря помощи специалистов и участию в мероприятиях проекта.
Количественные результаты: с сентября 2023 года по май 2024 года в проекте приняли участие 38 человек. Из них 23 человека - родители и 16 специалистов ГБУ АО «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей».
В рамках проекта специалистами было организовано и проведено всего 27 мероприятий. Из них 11 мастер-классов в рамках творческого направления, 8 групповых занятий с психологами, а также 9 оздоровительных мероприятий с инструкторами по лечебной физкультуре и хореографом Центра.
Этапы внедрения практики
- Подготовительный этап проекта включает организационные моменты: составление списка участников, создание чата, планирование мероприятий (от недельной смены до структуры дня), привлечение специалистов разного профиля, определение помещений для проведения мероприятий.
- Практический этап реализуется по направлениям: социально – психологическое, творческое, оздоровительное.
- Заключительный этап: получение обратной связи в виде анкет и отзывов; транслирование опыта реализации проекта на мероприятиях различного уровня (локальный, муниципальный, региональный).
Социальная значимость практики
Практика «Лагерь отдыха МЕЧТА: родительская смена» - это новый опыт взаимодействия, в который родители погружаются на несколько дней. Из нового опыта формируются знания, но это не просто усвоенная информация, а лично сделанные маленькие полезные открытия: о себе и о других родителях, о своём ребёнке и о педагогах. У родителей появляется уверенность в себе, желание самосовершенствоваться. Семьи получают поддержку и мотивацию от специалистов. Специалисты Центра играют неоценимую роль в жизни родителей: помогают овладеть новым социальным пространством, новыми видами деятельности, получить новый опыт. Моральная поддержка и укрепление веры родителей ребенка - инвалида в свои силы и возможности способствует вовлечению семьи в интересную деятельность, расширению социальных связей и контактов. Данная практика не только приносит пользу получателям социальных услуг, но и помогает специалистам быть более эффективными в своей работе.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт и официальная группа в ВКонтакте. Для реализации практики большую роль играет наличие профессионального кадрового обеспечения. Специалисты Центра владеют приемами мотивации для привлечения родителей к участию в работе проекта. Для проведения занятий ЛФК используется спортивный зал; командообразующие игры и занятия по танцедвигательной терапии проводятся в актовом зале; для мастер-классов задействованы мастерские, групповые занятия с психологами проводятся в отдельном кабинете; сеансы релаксации проходят в условиях интерактивной среды темной сенсорной комнаты; сеансы по галотерапии организованы вне Центра.
Организации партнёры
- Соляная пещера «Соль плюс» (специально оборудованное помещение с удобными релаксационными креслами, г. Архангельск)