География реализации практики
Курская область, город Железногорск и Железногорский район
Период внедрения практики
2023г.- 2024г.
Целевые группы
Воспитанники, находящиеся в стационарном отделении — социальный приют для детей и подростков.
Несовершеннолетние, проживающие в семьях и находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Волонтеры-наставники.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Неопределенный и навязанный статус профессиональной идентичности, неготовность несовершеннолетних к осознанному выбору будущей профессии, ориентация на мнение и влияние окружающих людей. Подростки не обладают определенными профессиональными целями и не прикладывают для этого усилий.
Цель практики
1. Создание безопасной социальной среды взросления детей, находящиеся в сложной жизненной ситуации и социально опасном положении, посредством вовлечения субъектов профилактики в профилактическую деятельность и формирование у них профилактических компетенций с последующим профессиональным экспертным сопровождением в формате наставничества.
2. Социализация и социальная адаптация детей и подростков в обществе.
3. Повышение уровня заинтересованности детей 7 - 17 лет в трудовой деятельности через работу в мастерских.
Задачи практики
1. Формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга, ответственности) и позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду.
2. Формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного самоопределения.
3. Формирование опыта (способов) общественно-полезной, производительной деятельности; умения применять теоретические знания на практике; способности к творчеству.
Краткое описание практики
Проект "Лаборатория профессий» направлен на вовлечение детей в трудовую деятельность с помощью практической программы ранней профориентации и оказание комплексной помощи воспитанникам через создание программы корпоративного и индивидуального наставничества. В соответствии с разработанной программой дети будут регулярно общаться с наставниками. Взаимодействие заключается как в личном, так и в профориентационном сопровождении детей, через организацию разноформатных мероприятий на разные темы: образование, здоровье, культура, досуг, спорт, социализация. Важной составляющей такого взаимодействия станет профориентационное направление, позволяющее вовлечь детей в профессии, представителями которых являются наставники.
Дети, участвующие в программе, имеют возможность успешно социализироваться, развивать коммуникативные способности и эмоциональный интеллект, приобрести бытовые навыки для будущей самостоятельной жизни. В современных реалиях особенно важно создать условия для гармоничного и всестороннего развития личности, научить ребенка быть самостоятельным и ответственным гражданином, привить ему нравственные ценности.
Ценность проекта заключается в достижении измеримого благоприятного воздействия на жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, а также масштабирование идей волонтерства в регионах проекта.
Для реализации программы в качестве наставников привлекаются социально ответственные трудовые коллективы, которые становятся наставниками детей и подростков. В рамках проекта будет разработана программа взаимодействия педагогов с детьми, охватывающая все социальные сферы человека. В разработке программы будут задействованы как представители трудовых коллективов, педагоги ОКУ «Центр «Добродея», так и сами дети.
Социальные результаты
- Овладение воспитанниками различных видов трудовой деятельности;
- выявление профессионально-значимых свойств личности воспитанников: способностей, навыков, интересов и т. д.;
- развитие у несовершеннолетних интереса к трудовой деятельности, желания трудиться, уважения к людям разных профессий;
- овладение знаниями экономической стороны жизни страны, области;
- овладение навыками трудовой деятельности, будущей профессии;
- активизация совместной работы с родителями по вопросам трудового воспитания детей и профориентации.
Этапы внедрения практики
1. Предварительный.
1.1. Подготовка нормативно-правовых документов
1.2. Подбор целевой аудитории
1.3.Подбор комплекса диагностических методик. Профориентационная диагностика.
2.Основной
2.1. Реализация комплекса мероприятий
- размещение информации на сайте Центра и ВКонтакте
- создание буклетов, памяток
- круглые столы
- лекции - кинопоказы
- мастер - классы
- консультирование и т.д.
3.Заключительный
3.1. Анализ эффективности реализации мероприятий. Осуществление мониторинга (диагностирование, анкетирование)
Социальная значимость практики
Поиск и выбор профессии, овладение навыками и эффективная реализация себя в трудовой деятельности, представляют собой достаточно сложный, длительный и многоплановый процесс, а слабое знакомство с многообразием современных профессий затрудняет и без того сложный выбор. Сегодня с предпочитаемой сферой профессиональной деятельности определяются во все более раннем возрасте, в противном случае, время может оказаться упущенным, и человек окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь. Для несовершеннолетних это оказывается ситуацией трудной в силу своей неопределенности, а неправильный выбор профессии может привести к ухудшению состояния здоровья, что обусловлено особыми требованиями каждой профессии к физическим, психологическим качествам работника, его здоровью. При профессиональном ориентировании необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека.
Ресурсное обеспечение практики
1.Материально-технические:
–Оборудование, выделенное Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (электрическая дрель, шуруповерт, электровыжигатели, набор инструментов для столярных и слесарных работ, электролобзик)
- Компьютерное и мультимедийное оборудование;
– Спортивно-игровое оборудование;
– Транспорт;
– Медиаресурсы;
– Учебно-методическая литература;
2. Информационные ресурсы:
- Официальный сайт ОКУ «Железногорский центр соцпомощи «Добродея»:
ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ЦЕНТР СОЦПОМОЩИ (xn--46-mlcmtfhabhjml7cg6c.xn--p1ai)
- Группа ВКонтакте: https://vk.com/public173057380
Организации партнёры
- АО «МГОК им. А.В.Варичева»
- Группа предприятий Готек
- ОАО «Сбербанк»
- Педагоги и студенты колледжа ОБОУСПО «Железногорский политехнический колледж»
- Педагоги и обучающиеся МОУ «СОШ"
- Волонтёры АНО «ТК» «Территория приключений»
- Индивидуальные предприниматели Фитнес - клуба «Будь в форме»
- Наставники Салона-парикмахерских «Сефми»
- Волонтёры Отделения Общероссийского Общественно-Государственного Движения Детей и Молодежи "Движение Первых" Курской области