География реализации практики
Орловская область город Ливны
Целевые группы
несовершеннолетние, склонные к совершению правонарушений и состоящие на различных видах профилактического учета
-несовершеннолетние, совершившие правонарушения;
- несовершеннолетние, склонные к девиантному поведению
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; социально-психологическая помощь несовершеннолетним, склонным к девиантному поведению; вовлечение несовершеннолетних в организованные занятия различной направленности, трудовую деятельность; повышение правовой культуры несовершеннолетних
Цель практики
Вовлечение несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета, в продуктивную социально значимую деятельность
Задачи практики
1 Повышение социальной активности несовершеннолетних, дисциплинированности и ответственности за свои поступки;
-профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка подростков;
2. Обучение подростков социальным и практическим навыкам, необходимым для адаптации в обществе;
3. Снижение уровня агрессии у несовершеннолетних;
4. Формирование активно отрицающей позиции по отношению к употреблению психоактивных веществ посредством повышения уровня социально-психологических компетенций и мотивации на ведение здорового образа жизни;
5. Обучение навыкам пользования компьютерными программами.
Краткое описание практики
Программа краткосрочной реабилитации «Детство –лучшая планета» реализуется в стационарной форме социального обслуживания. Программа включает в себя разноплановую продуктивную деятельность, различные направления трудовой реабилитации, правового просвещения в условиях стационарного обслуживания с июня по август в количестве 14 календарных дней.
Несовершеннолетние включены в занятия в столярной, швейной, творческой мастерской, трудовую деятельность по уходу за фруктовым садом и клумбами. Проводятся занятия по программе «Юный блогер», где несовершеннолетние получают базовые знания о социальных сетях и нормам общения в социальных сетях, ведении блогов; обучаются приемам форматирования информации.
На занятиях с педагогом-психологом несовершеннолетние обучаются приемам контроля своих внешних поведенческих проявлений и отслеживания внутреннего психического состояния.
Проводятся профориентационные экскурсии в учреждения профессионального образования, предприятия города и малого бизнеса; экскурсии в музеи и по местам боевой славы.
В календарно-тематическое планирование включены мероприятия развлекательного, познавательного, творческого, профилактического, профориентационного, физкультурно-оздоровительного характера, мастер-классы, квесты.
Социальные результаты
Получены следующие социальные результаты:
- у подростков отмечается снижение уровня агрессии и повышение социальной активности, дисциплинированности и ответственности;
- повышение уровня социализированности и формирование установки на ведение правового образа жизни;
- формирование стремления к творческому самовыражению;
- повышение уровня компетентности в пользовании компьютером и правилах общения в социальных сетях;
- формирование основных жизненных компетенций и коммуникативных навыков;
- формирование активно отрицающей позиции по отношению к употреблению психоактивных веществ посредством повышения уровня социально-психологических компетенций и мотивации на ведение здорового образа жизни;
- сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних;
- повышение знаний подростков о содержании профессий.
В результате реализации программы краткосрочной реабилитации «Детство – лучшая планета» в мероприятиях приняло участие 126 несовершеннолетних.
Этапы внедрения практики
На организационном этапе внедрения практики определяются цели и задачи программы краткосрочной реабилитации, составляется календарно-тематическое планирование, сценарии мероприятий, конспекты занятий; осуществляется подбор и приобретение материально-технических средств для проведения занятий, определяются учреждения и организации для экскурсий и посещений.
На практическом этапе реализуются запланированные мероприятия: развлекательного, познавательно–профилактического, профориентационного, физкультурно-оздоровительного характера. Проведенные мероприятия сочетают различные виды деятельности: целевые прогулки, спортивные состязания, соревнования, эстафеты; спортивные и подвижные игры, конкурсы, игры-путешествия, нравственно- эстетические беседы, интеллектуальные викторины, концертно-игровые программы, коллективные творческие дела, интерактивные экскурсии, наглядно-тематические занятия с использованием ИКТ, просмотр видеороликов и кинофильмов, рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей, организация выставок (совместная деятельность детей и воспитателей).
На обобщающем этапе проводится анализ результатов поставленных целей и задач. Информация о реализации программы краткосрочной реабилитации освещается в печатных СМИ, социальных сетях, на сайте центра и местном телевидении.
Социальная значимость практики
Прохождение краткосрочной реабилитации позволило организовать свободное время несовершеннолетних, включить их в различные виды деятельности, разнообразить социально значимые роли и позиции, появилась новизна связей и контактов, в которые вступали дети, повысилась коммуникабельность, расширился круг общения, ребята приобрели новых друзей. На протяжении всех смен преобладал коллективный характер деятельности, что позволило сформировать у подростков качества социальной и личностной компетентности, умение дружить, обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение, говорить и слушать, распознавать эмоции и чувства окружающих и правильно выражать свои, принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Жизнедеятельность была насыщена разнообразными, быстро сменяющими друг друга, на протяжении всего дня, видами деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, образовательная и т.д.). Это дало ребятам возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересными видами полезной деятельности, позволяющими реализовать потребность в познании, общении, творчестве, раскрыть потенциал своей личности, научиться оценивать себя, свой характер, свое эмоциональное состояние. Вовлечение несовершеннолетних в социально значимую полезную деятельность способствовало профилактике вредных привычек, правонарушений и преступлений, формированию положительного отношения к себе и другим.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт и официальные группы в ВКонтакте и Одноклассники. Занятия и мероприятий проводятся в кабинетах с использованием имеющего коррекционного, развивающего, спортивного, музыкального оборудования, оргтехники, методических пособий. Педагоги имеют соответствующую квалификацию и большой опыт работы с несовершеннолетними. На территории есть спортивная площадка, рядом – стадион. Имеется автотранспорт
Организации партнёры
- КДН и ЗП администрации г.Ливны
- ПДН МО МВД России «Ливенский»
- МБУ ДО г. Ливны «Центр творческого развития имени Н.Н. Поликарпова»
- Управлением культуры, молодежной политики и спорта администрации города Ливны
- МБУ «Спортивная школа г.Ливны», БУ ОО «Центр социального обслуживания города Ливны»
- Центр занятости населения
- МБУ «Ливенский краеведческий музей», движением детей и молодежи «Движение Первых»,
- НКО и общественными организациями