География реализации практики
Вологодская область, г. Череповец и Череповецкий район
Период внедрения практики
2,5 года (с января 2022 года – по настоящее время)
Целевые группы
Семьи, воспитывающие детей от 3 до 18 лет с инвалидностью
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
- недостаточный уровень сформированности бытовых навыков у детей, необходимых для самообслуживания и самостоятельной жизни;
- недостаточность знаний и практического опыта у родителей в вопросах формирования и закрепления социально-бытовых навыков у детей, необходимых для самообслуживания и самостоятельной жизни;
- повышенный уровень тревожности у родителя за будущее своего ребенка с инвалидностью;
- потребность семей, воспитывающих детей с инвалидностью, в системном и непрерывном подходе к формированию социально-бытовых навыков начиная с раннего возраста.
Цель практики
Целью практики является формирование социально-бытовых навыков у детей с инвалидностью через реализацию непрерывной комплексной системы развития навыков самостоятельности в учреждении начиная с раннего возраста и до 18 лет
Задачи практики
1- оказать практическую поддержку родителям и ближайшему окружению ребенка с инвалидностью по вопросам формирования социально-бытовых навыков;
2- формировать и развивать социально-бытовые навыки, коммуникативные умения, навыки саморегуляции и поведения в обществе у детей с инвалидностью;
3- обеспечить непрерывность подготовки ребенка с инвалидностью к самостоятельной жизни от усвоения простых бытовых навыков до формирования навыков самостоятельного проживания.
Краткое описание практики
Для родителей очень важно быть уверенным в том, что их особый ребенок, будучи взрослым, сможет жить самостоятельно.
В учреждении создана уникальная комплексная система развития навыков самостоятельности, включающая в себя
три уровня формирования, развития и сохранения необходимых социально-бытовых навыков и умений.
Система представляет собой разновозрастные группы, которые учитывают уровень развития и возможности ребенка:
- в группу первого уровня включены дети раннего возраста (группа «Сами с усами»);
- группы второго уровня включают детей в возрасте от 4 до 16 лет («Кабинет социально-бытовой ориентировки»);
- группы третьего уровня посещают дети в возрасте от 12 до 18 лет («Центр учебной полезной дневной занятости»).
Деятельность группы «Сами с усами» для самых маленьких детей направлена на развитие элементарных навыков самообслуживания, а также формирование основ самостоятельности и правил поведения в быту. Дети на занятиях учатся правильно чистить зубы, мыть руки, игрушки, посуду. Усваивают правила дорожного движения, безопасности дома и на улице, что нельзя доверять незнакомцам и брать в руки сомнительные предметы. На данном этапе навыки только начинают формироваться педагогами.
По мере взросления и развития особых детей задачи усложняются. Кабинет социально-бытовой ориентировки – это следующая ступень на пути к самостоятельной жизни. Упор делается на практику: посещение магазинов, аптек, парикмахерской, поездка на автобусе, ориентирование по городу, поиск нужных социальных объектов. Отдельное внимание уделяется формированию основам ведения домашнего хозяйства: ребята учатся готовить простые блюда, ухаживают за растениями, поддерживают и наводят чистоту в помещении.
Завершающим этапом становится включение детей в деятельность «Центра учебной полезной дневной занятости», где осваиваются элементарные навыки, которые могут в будущем обеспечить трудовую занятость. Так занятия в столярной, гончарной и творческой (скрапбукинг, картонаж) мастерских смогут стать основой для финансовой независимости и стабильности.
Экзаменом в самостоятельную жизнь станет прохождение курса в учебно-тренировочной квартире. Молодые люди под присмотром куратора закрепляют уже сформированные навыки. Основной принцип, по которому строится вся работа в данном направлении: самостоятельности столько сколько нужно, помощи столько сколько необходимо.
В работу включены и родители «особых» детей на всех этапах по подготовке к самостоятельной жизни. Для того чтобы социально-бытовые навыки сохранялись и развивались, необходимо закреплять их в домашних условиях. С этой целью в учреждении создана серия обучающих видеоматериалов по развитию социально-бытовых навыков «Формируем сами». Вместе с тем, если остаются вопросы, родители могут задать их в специальном «Родительском чате» и получить оперативные ответы.
Благодаря «Комплексной системе развития навыков самостоятельности «Шаг за шагом» дети проходят свой путь к самостоятельности, а родители, глядя на успехи своих детей, могут быть спокойными за их будущее.
Социальные результаты
При реализации практики получены следующие социальные результаты:
- включение семей, воспитывающих детей с инвалидностью, в социальную и общественную жизнь;
- повышение родительских компетенций в части практического опыта по формированию и закреплению социально-бытовых навыков;
- повышение уровня социальных и коммуникативных навыков у детей с инвалидностью;
- повышение уровня бытовых навыков у детей с инвалидностью;
- снижение уровня тревожности родителя за счет повышения уверенности в том, что их особый ребенок, став взрослым, сможет жить самостоятельно.
Этапы внедрения практики
1. Подготовительный этап - разработка нормативно-правовых и организационных документов (положения для каждой группы, подбор комплекса диагностических и обучающих методик, разработка расписания и определение состава группы с учетом возраста и уровня развития пр.)
2. Реализационный этап – организация и проведение занятий в группах. Работа с родителями, в том числе с использованием цифровых ресурсов учреждения. Мониторинг – диагностика с целью корректировки программы обучения и перевода из группы в группу
3. Заключительный этап – итоговое диагностическое обследование детей с целью оценки степени овладения социально-бытовыми навыками и умениями, оценка эффективности реализации программы практики
Социальная значимость практики
Практика направлена на повышение качества жизни семей с детьми - инвалидами. Мероприятия практики направлены на то, чтобы человек имеющий инвалидность в будущем во взрослой жизни не попал в учреждение стационарного типа, а проживал в привычной домашней обстановке с минимальным участием куратора. Дети научатся решать бытовые проблемы самостоятельно, следовательно, родители будут иметь больше свободного времени, что снизит уровень эмоционального выгорания.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики.
Кадровые ресурсы: квалифицированные специалисты по работе с детьми с инвалидностью и их семьями (учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по труду, психолог в социальной сфере, специалист по социальной работе). Для организации методической помощи и поддержки – методист.
Материально-технические ресурсы:
Группа «Сами с усами» имеет отдельные помещения для занятий. Группы оборудованы специализированной мебелью подходящей по возрасту в соответствии с СанПинами, необходимыми техническими средствами реабилитации. Игровое и развивающее оборудование: детская посуда, куклы, ванночки, игрушечные бытовые предметы и т.д.
Группа «Кабинет социально-бытовой ориентировки» имеет отдельное специально оборудованное помещение, разделенное на кухонную зону, комнату и прихожую. Для занятий в помещениях имеются: бытовая техника, кухонная утварь, предметы санитарно-гигиенической направленности и пр.
Группа «Центр учебной полезной дневной занятости» - созданы необходимые условия для социально-трудовой реабилитации, в том числе для формирования навыков организации самостоятельного и семейного досуга. В учреждении функционируют и оборудованы различные трудовые мастерские: гончарная, кулинарная, творческая, швейная.
Во всех группах имеются альтернативные средства коммуникации.
Группа «Учебно-тренировочная квартира» - это отдельная однокомнатная квартира с отдельной кухней, ванной, туалетом и комнатой. Все пространство соответствует требованиям «доступной среды». Квартира оборудована необходимой мебелью, бытовой техникой, предметами интерьера, кухонной утварью, бытовой химией для уборки квартиры, постельными принадлежностями и многим другим.
Методические ресурсы: диагностические комплекты сформированности социально-бытовых навыков у детей с инвалидностью, программно-методический комплект для каждой группы, видеоролики из цикла «Формируем вместе»
Информационные ресурсы:
- официальный сайт учреждения;
- группы в социальной сети «ВКонтакте»;
- родительские чаты
Организации партнёры
- Фонд поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации
- Департамент социальной защиты населения Вологодской области
- АНО «ЦСИ «Вместе»