География реализации практики
Муниципальное образование «Вяземский район» Смоленской области
Период внедрения практики
1 апреля 2021 г. – 30 сентября 2022 г.
Целевые группы
25 детей-инвалидов, проживающих в отдалённых сельских поселениях Вяземского района Смоленской области
15 детей-инвалидов с тяжёлыми множественными нарушениями развития, проживающие в Вязьме и Вяземском районе Смоленской области
40 семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
–проблема доступности и непрерывности реабилитационных услуг для детей – инвалидов и детей с ОВЗ;
–проблема обеспечения семей с детьми-инвалидами реабилитационным и развивающим оборудованием;
–проблема создания реабилитационной и коррекционно-развивающей среды в домашних условиях, которая способствует компенсации ограничений жизнедеятельности, социализации и гармоничному развитию ребёнка-инвалида в семье;
–проблема повышения реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала семьи, воспитывающей детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Цель практики
Повышение качества, доступности и обеспечение непрерывности комплексной помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям посредством создания микрореабилитационного центра
Задачи практики
1. Создание условий для открытия и функционирования социальной службы «Микрореабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»
2. Организация комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов на базе учреждения и в домашних условиях
3. Оказание помощи и поддержки семьям с детьми-инвалидами, проживающими в отдаленных районах, а также воспитывающими детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Создание эффективного механизма управления проектом
Краткое описание практики
Практика «Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов с тяжёлыми множественными нарушениями развития, а также проживающих в отдаленных сельских поселениях посредством организации деятельности микрореабилитационного центра».
Работа с представителями целевой группы начинается со знакомства и изучения проблем семьи и комплексного диагностического обследования ребенка соответственно его возможностям, в ходе которого определяются уровень актуального развития ребенка, ресурс его возможностей и ресурсы семьи. В обследовании принимают участие учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. Также осмотр ребёнка проводят врачи невролог и педиатр. По итогам проводится заседание социального психолого-медико-педагогического консилиума, на котором составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации ребёнка-инвалида и работы с семьей, определяется куратор семьи. Программа помощи ежеквартально рассматривается на консилиуме и при необходимости корректируется. В рамках комплексной реабилитации детей-инвалидов работа проводится в двух направлениях: на дому и на базе учреждения.
Работа на дому организуется для детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями и ограниченных в возможностях передвижения. Выезд к каждому ребёнку осуществляется 4 раза в месяц 1-2 специалистами единовременно. Для занятий в соответствии с намеченными мероприятиями комплексной программой реабилитации подбирается коррекционно-развивающее и физиооборудование, средства для альтернативной коммуникации и др. Все занятии проводятся в присутствии и с помощью родителя, осуществляющим уход за ребёнком. В ходе всего занятия специалист обучает родителя различным приёмам работы, вариантам использования коррекционно-развивающего оборудования, которые родитель в течение определенного периода будет использовать самостоятельно в занятиях с ребёнком. Таким образом, достигается непрерывность реабилитационного процесса, закрепляется полученный результат. Коррекционно-развивающее оборудование для этой работы выдаётся родителям из пункта проката, и меняется в зависимости от динамики состояния ребёнка-инвалида. Также в соответствии с динамикой состояния может корректироваться комплексная программа реабилитации. При возникновении у родителей вопросов, затруднений они могут получить необходимую помощь, разъяснения через дистанционную онлайн-консультацию.
Работа на базе учреждения проводится с детьми-инвалидами, имеющими возможность самостоятельного передвижения и проживающими в отдалённых сельских поселениях. Выезжать мобильной бригадой в сельские поселения для оказания помощи на месте считаем нецелесообразным ввиду разбросанности территориально сельских поселений и малом количестве семей с детьми-инвалидами в них проживающих. Доставка детей-инвалидов и их родителей осуществляется транспортом учреждения по составленному графику небольшими подгруппами по 4-6 человек. Занятия с детьми-инвалидами проводятся 2 раза в неделю по программе комплексной реабилитации учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, руководителем адаптивной физической культуры с использованием сенсорной комнаты, кабинета коррекционно-развивающей работы, зала адаптивной физической культуры, а также медицинскими работниками с использованием кабинета врачебного приёма, физиокабинета, массажного кабинета. В ходе занятий специалисты обучают родителей различным приёмам работы, вариантам использования коррекционно-развивающего оборудования, которые родители в течение определенного периода смогут использовать самостоятельно на занятиях с ребёнком дома. Таким образом, достигается непрерывность реабилитационного процесса, закрепляется полученный результат. Коррекционно-развивающее оборудование для этой работы выдаётся родителям из пункта проката, и меняется в зависимости от динамики состояния ребёнка-инвалида. Также в соответствии с динамикой состояния может корректироваться комплексная программа реабилитации. При возникновении у родителей вопросов, затруднений они могут получить необходимую помощь, разъяснения через дистанционную онлайн-консультацию.
В ходе реализации вышеуказанных направлений проводится работа с родителями, которая включает: обучение родителей (описано выше), психологическую помощь (психологическая поддержка, индивидуальное консультирование по запросу), консультирование специалистами (по вопросам здоровья и особенностях развития ребёнка-инвалида, профилактике эмоционального выгорания, по индивидуальному запросу), юридическая помощь (по индивидуальному запросу), дистанционное онлайн-консультирование (по запросу).
Социальные результаты
- увеличение числа детей-инвалидов, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями, получивших коррекционно-развивающую и коррекционную помощь;
- увеличение числа детей с инвалидностью, у которых улучшились показатели развития в ходе реализации комплексных программ, повысилось качество жизни;
- увеличение количества родителей, прошедших обучение по вопросам реабилитации и абилитации детей-инвалидов в том числе с тяжелыми множественными нарушениями по вопросам воспитания, развивающего ухода и альтернативной коммуникации;
- повышение реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Для СОГБУ СРЦН «Гармония» реализация проекта расширила спектр услуг для семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, привела к повышению профессиональных компетенций руководителя и специалистов учреждения, повышению эффективности межведомственного взаимодействия в решении проблем целевой группы.
По завершению проекта созданная социальная служба продолжает функционирование и дальнейшее развитие, т.к. обеспечена кадрами с необходимым финансированием оплаты труда и требуемой квалификацией, имеет соответствующее материально-техническое и методическое обеспечение деятельности, созданное в рамках проекта.
Этапы внедрения практики
Этапы внедрения практики:
1. Разработка и утверждение локальных нормативных актов об изменении структуры учреждения, создании и деятельности специализированной социальной службы «Микрореабилитационный центр».
2. Ресурсное обеспечение службы (кадровое, информационное, материально-техническое, методическое).
3. Формирование целевой группы.
4. Создание пункта проката реабилитационного оборудования
5.Организация деятельности службы «Микрореабилитационный центр» (реализация краткосрочных программ реабилитации детей целевых групп проекта).
6.Мониторинг определения достижений планируемых результатов
7. Издание методического сборника для специалистов.
8. Распространение практики в профессиональном сообществе.
9.Внесение количественных показателей работы службы «Микрореабилитационный центр» в государственное задание учреждения на новый календарный год.
Социальная значимость практики
Реализация проекта позволила создать в Вязьме и Вяземском районе инфраструктурную единицу, которая оказывает комплексную помощь детям-инвалидам, имеющим тяжелые множественные нарушения развития или проживающим в отдаленных сельских поселениях и их семьям, чего ранее в районе не было. Тем самым обеспечена доступность и непрерывность реабилитационных услуг для данной категории семей.
Создание социальной службы, способной проводить реабилитационные мероприятия с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ непосредственно по месту их проживания, в комфортных для них условиях.
Доступность социального обслуживания для семей, проживающих в сельской местности.
Непрерывность реабилитационного процесса детей-инвалидов.
Родители детей-инвалидов получают реальную возможность оперативно консультироваться со специалистами по волнующим их вопросам.
Рост числа представителей волонтёрских организаций и представителей социально ориентированного бизнеса, готовых оказывать различные виды помощи семьям с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Ресурсное обеспечение практики
Финансовые ресурсы:
- учреждение располагает собственными средствами для оплаты труда специалистов службы «Микрореабилитационный центр»;
- за счет средств учреждения частично оснащены помещения для занятий с детьми-инвалидами, проживающими в отдаленных сельских поселениях (сенсорной комнаты, кабинета коррекционно-развивающей работы, зала адаптивной физической культуры), а также пункта проката;
- средства учреждения позволили оплатить суточные специалистам при обучении, ГСМ при организации доставки детей-инвалидов в учреждение для занятий и выездов для проведения занятий с детьми-инвалидами в домашних условиях, услуги Интернета и стационарного телефона, заправку принтеров, приобретение канцтоваров, части психокоррекционных методик.
2. Материально-технические ресурсы:
- в учреждении создана доступная среда: пандусы, визуальные указатели направления движения в здании и вне его, тактильные таблички с указанием этажей, названия помещений, бегущая строка, индукционная петля и др.;
- учреждение располагает помещениями для оборудования сенсорной комнаты, кабинета коррекционно-развивающей работы, зала адаптивной физкультуры, оборудованными кабинетами для физиолечения и массажа, кабинетом врачебного приема, актовым залом для проведения групповых форм работы, кабинетом индивидуального и семейного консультирования;
- автотранспорт: микроавтобус на 14 мест;
- офисная техника: компьютер, принтер, сканер, ксерокс, проектор, позволяющая на подготовительном этапе обеспечивать техническое сопровождение и тиражирование материалов.
3. Кадровые ресурсы:
учитель-логопед;
учитель-дефектолог;
педагог-психолог;
врач-невролог;
врач-педиатр;
инструктор по адаптивной физической культуре;
медицинские сестры (по физиотерапии, по массажу)
4. Информационные ресурсы:
телефонная и факсовая связь, интернет-ресурсы (сайт, электронная почта).
5. Инфраструктурные:
- учреждение активно использовало ресурсы представителей организаций-соисполнителей при формировании целевой группы проекта и мотивировании ее на участие в проекте, возможности юрисконсульта отдела социальной защиты для оказания правовой поддержки целевой группы, а также информировании общественности о реализации проекта
Организации партнёры
- Отдел социальной защиты населения в Вяземском районе
- Министерства социального развития Смоленской области
- Общественная организация «Вяземская городская организация Смоленской областной организации Всероссийского общества инвалидов»