Практика:

Комплексная программа профессиональной ориентации «Профессии вокруг нас»

География реализации практики

Республика Татарстан

Период внедрения практики

С 2021 г. по настоящее время

Целевые группы

получатели услуг реабилитационного центра - дети и подростки с ОВЗ от 3 до 18 лет ;

родители/законные представители и члены семьи несовершеннолетнего получателя социальных услуг;

специалисты реабилитационного центра.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Практика работы с детьми-инвалидами показывает, больше половины семей, воспитывающих ребенка-инвалида, не задумывается над вопросом профобразования и дальнейшего их трудоустройства, некоторые даже не представляют реализацию данного процесса.

Как правило, родители погружают ребенка в среду гиперопеки.

С необходимостью выбора профессии сталкивается каждый человек. Самоопределение для детей с нарушениями развития – серьезная проблема, так как в большинстве случаев родители, близкие и даже педагоги не знают, как им помочь в этом. Отклонения и патологии физического и (или) психического развития требуют создание специальных условий для получения образования, социализации и труда.  Определение вида деятельности, который подойдет ребенку, должно строиться на основе диагностики, позволяющей определить не только возможности ребенка, но и его интересы. На основе диагностики строятся индивидуальные маршруты ребенка, определение которых зависит от профессионализма специалистов и включенности родителей. Неправильный выбор вида деятельности, некорректные установки и стереотипы у подростков с инвалидностью могут спровоцировать: депривацию (снижение возможности удовлетворения базовых потребностей); социальную дезадаптацию; ухудшение состояния здоровья. Чтобы ОВЗ выпускника школы не стали непреодолимой преградой для его успешности и конкурентоспособности нужно с дошкольного возраста приступать к формированию у него профессиональной мотивации.

Цель практики

Повышение эффективности системы профориентационной работы в условиях детского реабилитационного центра

Задачи практики

 Внедрить новые социальные технологии, направленные на профориентацию получателей социальных услуг;

 Создать на базе центра профориентационную развивающую среду для детей с ОВЗ и членов их семей;

 Сформировать преемственность профориентационной работы между специалистами разного профиля;

Организовать просвещение родителей о целях, задачах и формах поддержки профопределения получателей услуг;

 Организовать межведомственное сопровождение профессионального самоопределения получателей услуг.

Краткое описание практики

Содержание практики представляет собой комплекс методик, методов и технологий профориентационной работы по внедрению комплексной программы «Профессии вокруг нас». Обучающая и развивающая профориентация реализуется через активные и пассивные формы организации трудового и профессионального ориентирования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. На базе детского реабилитационного центра создана специализированная среда для погружения в "Мир профессий". Под комплексной системой понимается включенность направления «профориентация» абсолютно во всю деятельность центра, начиная от территории, здания, помещений до организации непосредственных занятий с детьми и их родителями. Основная идея данной практики состоит в том, что в реабилитационном центре профессия окружает ребенка повсюду: в каждом кабинете, зале, игровой комнате; на занятиях, в игре, в труде, в лечении; при посещении музеев, на прогулке, на экскурсиях, в транспорте, на игровой площадке и т.д. Название «Профессии вокруг нас» подразумевает «акцент» на то, что все окружение человека связано с трудом и профессией. Например, ребенок гуляет по территории центра, воспитатель проводит беседы, либо игры, акцентируя внимания на том, что все создано трудом человека и везде («вокруг») есть профессии: архитектор, бетонщик, водитель, ландшафтный дизайнер, лесник, маляр, облицовщик, озеленитель, уборщик территории, укладчик асфальта, цветовод, экскурсовод, инженер садово-паркового хозяйства и т.п. По аналогии, используются все пространства и помещения. Поехали на экскурсию – говорим о водителе, гардеробщике, экскурсоводе и т.п. В каждом кабинете, где есть деятельность ребенка, оформлены визуализированные зоны с привлечением внимания к разнообразию мира профессий. Открыт кабинет профориентации. Миссия центра – научить ребенка видеть профессию везде и во всем, соответственно, основные задачи сотрудников центра – вызвать интерес ребенка к труду, сформировать у детей экономическое мышление и научиться самим разговаривать на "языке профессий". Уникальным игровым элементом практики является разработка и внедрение в повседневную деятельность визуализированного персонажа («Героя») учреждения, который сопровождает и мотивировует ребенка. Астрикс («Герой») - это персонаж, который представлен в различных образах, отражающих профессии в соответствие видам занятий, которые проходят с детьми в центре. «Астрикс» встречает ребенка в холле в виде фотозоны, в мастерских на стендах - он «гончар», «художник», «портной»; в бассейне – «пловец»; в залах ЛФК – «спортсмен», в столовой - "повар" и т.п. После успешного выполнения задания специалисты за успешнуюработу выдают ребенку символическую "валюту" центра "Астриксы" в виде мотивационных наклеек, которые ребенок получает за свой труд и вклеивает в маршрутный лист реабилитации. В конце курса дети обменивают наклейки на поощрительные призы в "магазине Астрикса" и получают благодарственные письма из рук Ростовой куклы – «Героя» центра. Следует отметить, что в процесс "большой игры" включены не только профильные специалисты, но и все сотрудники центра. Например, сестра-хозяйка или сантехник "платят" Астриксами" ребенку за выполнение поручений или помощь по хозяйству, тем самым, формируя мышление философии труда, как жизненно необходимой формулы: "чем больше стараешься трудиться, тем больше зарабатываешь", "чем больше зарабатываешь, тем больше возможностей", "чем больше возможностей, тем выше качество жизни". Комплексная программа по профориентации «Профессия вокруг нас» включает формы и методы работы в соответствие возрасту ребенка по четырем возрастным модулям. Начиная с 3-х лет, дети погружаются в мир профессий посредством игры, в младшем школьном возрасте добавляются электронные образовательные ресурсы, в группе от 11 до 14 лет в приоритете активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы, развлечения и т.д.) и начало проектной деятельности. С подростками от 14 до 18 лет ведущим является деятельностный подход (деловые игры, тренинги, мастер-классы), формирующие самостоятельность выбора. Каждый ребенок проходит индивидуальный маршрут от диагностики до анализа результатов. Во время прохождения курса реабилитации родители полноценно включены в деятельность учреждения, они обучаются, получают навыки, участвуют в мероприятиях и после завершения курса специалист продолжает курировать и сопровождать семью путем контроля и консультационной помощи в дистанционном формате, используя информационно-коммуникационные Интернет-ресурсы. В реализацию практики активно вовлечены ресурсы общественных организаций, представителей бизнеса, учреждений образования и культуры Елабужского муниципального района. Волонтеры КФУ, сотрудники библиотек, музейные работники проводят с детьми тренинги, мастер-классы и развлекательные мероприятия, связанные с миром профессий. Промышленные предприятия предоставляют возможности знакомства с миром профессий на базе своих организаций и выступают спонсорами конкурсов. Совместные мероприятия, содействие занятости, мониторинг жизненного пути реабилитантов, формирование статистики занятости выпускников проводится с участием Центров занятости населения Республики Татарстан. Таким образом, данная практика позволила создать на базе учреждения инновационную среду путем внедрения новых социально-педагогических условий для раскрытия деятельностного потенциала получателей социальных услуг, качественного изменения осознания их родителями возможностей построения образовательных и профессиональных маршрутов своих детей. Успешно удалось выстроить межведомственное взаимодействие по профессиональному самоопределению получателей услуг. Сотрудники реабилитационного центра в процессе реализации практики не только повысили свои профессиональные компетенции, но и активно делились опытом с коллегами. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан рекомендовало внедрение данной практики во все реабилитационные центры республики.

Социальные результаты

  до 85% увеличилась доля получателей услуг, вовлеченных в активные занятия творчеством;

 до 100% повысился уровень знаний получателей услуг и их родителей о профессиональных возможностях лиц с ОВЗ;

   до 64% увеличилась доля родителей, вовлеченных в процесс занятости ребенка с ОВЗ;

·        45% из числа выпускников центра работают;

     на 25% улучшились показатели развития когнитивных функций и моторных навыков детей;

·   на 25% увеличилась результативности коррекции поведенческих отклоненийна 40% улучшилось эмоциональное развитие

детей, установились и развились эмоциональные связи с родителями (законными представителями ребенка);

·        на 30% увеличилось развитие социально-бытовых навыков реабилитантов;

·        на 60% улучшилась активность в игровой деятельности;

·        на 25% улучшились показатели развития мелкой и крупной моторики; сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, воображения;

        на 50% увеличилась доля получателей услуг старше 14 л., владеющих навыками профвыбора;

        на 40% увеличилась доля специалистов центра, вовлеченных в проектную деятельность;

    100% охват детей экскурсиями на промышленные предприятия от 14 лет до 18 лет;

      снизился уровень тревожности родителей относительно ограниченности ребенка в профвозможностях;

     в 2 раза увеличилось число получателей услуг, принявших участие в региональном конкурсе профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»;

     повысился уровень личностного и интеллектуального потенциала получателей услуг к трудовой деятельности; появилось осознание получателей услуг в возможностях повышения своей экономической активности в будущем;

   повысился уровень корпоративной культуры и сплочения команды специалистов реабилитационного центра.

Этапы внедрения практики

    I этап (2021 г.) – подготовительный (создание условий);

   II этап (2022 г.) – основной (работа с целевой аудиторией);

  III этап (2023 г.) - аналитический (анализ результатов, коррекция, пролонгация практики)

Основные шаги запуска практики:

1. Анализ возможностей учреждения. Формирование команды.

2. Разработка методических материалов, планов, принятие локальных нормативно-правовых актов.

3. Поиск и привлечение партнеров, приобретение пособий и оборудования, обустройство учебно-игровых зон. Обучение специалистов.

4. Проектирование, разработка, создание "Героя" и брендбука учреждения, средств визуализации, веб-дизайна страниц официальных сайтов, социальных сетей.

5. Внедрение практики, реализация плана по достижению задач.

6. Анализ и оценка практики, подготовка отчета, трансляция опыта, пролонгация практики.

Социальная значимость практики

повысится потенциал социальной и экономической активности людей с инвалидностью;

 улучшится качество жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов;

   повысится уровень толерантности населения к лицам инвалидностью;

систематизируется междисциплинарный подход в процессе оказания социальных услуг.

Ресурсное обеспечение практики

Нормативно-правовое обеспечение:

-       Приказ об утверждении Комплексной программы профориентации «Профессии вокруг нас» на 2021-2023 годы;

-       Приказ о внедрении программы «Азбука профессий»;

-       Приказ об утверждении плана профориентационной работы и назначении ответственных;

-       План профориентационной работы;

-       Совместный план работы с Елабужским центром занятости;

Соглашения, регламентирующие взаимодействие с социальными партнерами (профессиональные образовательные организации, общественные организации лиц с инвалидностью, Центр занятости населения) ;

-       Приказы и положения о конкурсах профессионального мастерства.

-       Формы отчетности.

Учебно-методическое обеспечение:

Комплексная программа профориентации «Профессии вокруг нас»

-      комплекты психодиагностических методик по профориентации, в том числе с учетом нозологий получателей услуг с ОВЗ и инвалидностью;

-       рабочая программа «Азбука профессий»;

-       программы предпрофильного обучения;

-       буклеты «Куда пойти учиться?» ;

-       консультации для родителей на бумажном носителе;

-       видеотека занятий и консультаций специалистов для родителей;

-  рабочие авторские программы, методические пособия и планы, разработанные специалистами;

-       комплект игры по профориентации «ПрофХ»;

- доступ к электронным ресурсам: «Учи.ru», «Proforientir42», «Novigatum.ru», «Atlas100.ru»;

-       диагностический инструментарий.

Кадровое обеспечение:

Сотрудники центра, задействованные в реализации Программы:

-       директор центра;

-       заместитель директора;

-       заведующий отделением социальной адаптации;

-       специалист по АХО;

-       специалист по социальной работе;

-       ответственный за профориентационную работу в учреждении;

-       педагог-психолог;

- специалисты: музыкальные руководители, инструкторы по труду, инструкторы по физической культуре, педагог по СБО, дефектолог;

-       воспитатели.

Организации партнёры

  • Московская компания "Бренд-эксперт" Разработка брендбука учреждения
  • Общество инвалидов «Закал» по Республике Татарстан Привлечение партнеров
  • Елабужский Институт КФУ Волонтерская деятельность студентов
  • Молодежный центр "Барс" Организация мероприятий
  • Елабужский государственный музей-заповедник Экскурсии, проведение мастер-классов
  • Елабужский колледж культуры и искусств Проведение творческих мастер-классов с детьми
  • Реклама-центр, г. Елабуга Дизайн и изготовление средств визуализации
  • ОАО «Эссен продакшн АГ», г. Елабуга Благотворительное обеспечение призами и подарками
  • НГДУ «Прикамнефть», г. Елабуга Приобретение костюмов для сюжетно-ролевых игр
  • Центры занятости населения Республики Татарстан Мониторинг занятости выпускников
  • Промышленные предприятия района Организация на базе предприятий экскурсий для детей
  • ОДДМ "Движение Первых" в Елабужском районе Мероприятия и мастер-классы для детей

Сведения об организации

Название организации:
Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Астра» в Елабужском муниципальном районе»
Адрес (юридический или фактический):
Адрес: 423606 Республика Татарстан, г.Елабуга, Окружное шоссе, д.41.
Руководитель организации:
Калашникова Галина Витальевна
Контактное лицо:
Калашникова Галина Витальевна
E-mail организации:
Социальные сети: