География реализации практики
Республика Татарстан
Период внедрения практики
С 2021 г. по настоящее время
Целевые группы
получатели услуг реабилитационного центра - дети и подростки с ОВЗ от 3 до 18 лет ;
родители/законные представители и члены семьи несовершеннолетнего получателя социальных услуг;
специалисты реабилитационного центра.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Практика работы с детьми-инвалидами показывает, больше половины семей, воспитывающих ребенка-инвалида, не задумывается над вопросом профобразования и дальнейшего их трудоустройства, некоторые даже не представляют реализацию данного процесса.
Как правило, родители погружают ребенка в среду гиперопеки.
С необходимостью выбора профессии сталкивается каждый человек. Самоопределение для детей с нарушениями развития – серьезная проблема, так как в большинстве случаев родители, близкие и даже педагоги не знают, как им помочь в этом. Отклонения и патологии физического и (или) психического развития требуют создание специальных условий для получения образования, социализации и труда. Определение вида деятельности, который подойдет ребенку, должно строиться на основе диагностики, позволяющей определить не только возможности ребенка, но и его интересы. На основе диагностики строятся индивидуальные маршруты ребенка, определение которых зависит от профессионализма специалистов и включенности родителей. Неправильный выбор вида деятельности, некорректные установки и стереотипы у подростков с инвалидностью могут спровоцировать: депривацию (снижение возможности удовлетворения базовых потребностей); социальную дезадаптацию; ухудшение состояния здоровья. Чтобы ОВЗ выпускника школы не стали непреодолимой преградой для его успешности и конкурентоспособности нужно с дошкольного возраста приступать к формированию у него профессиональной мотивации.
Цель практики
Повышение эффективности системы профориентационной работы в условиях детского реабилитационного центра
Задачи практики
Внедрить новые социальные технологии, направленные на профориентацию получателей социальных услуг;
Создать на базе центра профориентационную развивающую среду для детей с ОВЗ и членов их семей;
Сформировать преемственность профориентационной работы между специалистами разного профиля;
Организовать просвещение родителей о целях, задачах и формах поддержки профопределения получателей услуг;
Организовать межведомственное сопровождение профессионального самоопределения получателей услуг.
Краткое описание практики
Содержание практики представляет собой комплекс методик, методов и технологий профориентационной работы по внедрению комплексной программы «Профессии вокруг нас». Обучающая и развивающая профориентация реализуется через активные и пассивные формы организации трудового и профессионального ориентирования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. На базе детского реабилитационного центра создана специализированная среда для погружения в "Мир профессий". Под комплексной системой понимается включенность направления «профориентация» абсолютно во всю деятельность центра, начиная от территории, здания, помещений до организации непосредственных занятий с детьми и их родителями. Основная идея данной практики состоит в том, что в реабилитационном центре профессия окружает ребенка повсюду: в каждом кабинете, зале, игровой комнате; на занятиях, в игре, в труде, в лечении; при посещении музеев, на прогулке, на экскурсиях, в транспорте, на игровой площадке и т.д. Название «Профессии вокруг нас» подразумевает «акцент» на то, что все окружение человека связано с трудом и профессией. Например, ребенок гуляет по территории центра, воспитатель проводит беседы, либо игры, акцентируя внимания на том, что все создано трудом человека и везде («вокруг») есть профессии: архитектор, бетонщик, водитель, ландшафтный дизайнер, лесник, маляр, облицовщик, озеленитель, уборщик территории, укладчик асфальта, цветовод, экскурсовод, инженер садово-паркового хозяйства и т.п. По аналогии, используются все пространства и помещения. Поехали на экскурсию – говорим о водителе, гардеробщике, экскурсоводе и т.п. В каждом кабинете, где есть деятельность ребенка, оформлены визуализированные зоны с привлечением внимания к разнообразию мира профессий. Открыт кабинет профориентации. Миссия центра – научить ребенка видеть профессию везде и во всем, соответственно, основные задачи сотрудников центра – вызвать интерес ребенка к труду, сформировать у детей экономическое мышление и научиться самим разговаривать на "языке профессий". Уникальным игровым элементом практики является разработка и внедрение в повседневную деятельность визуализированного персонажа («Героя») учреждения, который сопровождает и мотивировует ребенка. Астрикс («Герой») - это персонаж, который представлен в различных образах, отражающих профессии в соответствие видам занятий, которые проходят с детьми в центре. «Астрикс» встречает ребенка в холле в виде фотозоны, в мастерских на стендах - он «гончар», «художник», «портной»; в бассейне – «пловец»; в залах ЛФК – «спортсмен», в столовой - "повар" и т.п. После успешного выполнения задания специалисты за успешнуюработу выдают ребенку символическую "валюту" центра "Астриксы" в виде мотивационных наклеек, которые ребенок получает за свой труд и вклеивает в маршрутный лист реабилитации. В конце курса дети обменивают наклейки на поощрительные призы в "магазине Астрикса" и получают благодарственные письма из рук Ростовой куклы – «Героя» центра. Следует отметить, что в процесс "большой игры" включены не только профильные специалисты, но и все сотрудники центра. Например, сестра-хозяйка или сантехник "платят" Астриксами" ребенку за выполнение поручений или помощь по хозяйству, тем самым, формируя мышление философии труда, как жизненно необходимой формулы: "чем больше стараешься трудиться, тем больше зарабатываешь", "чем больше зарабатываешь, тем больше возможностей", "чем больше возможностей, тем выше качество жизни". Комплексная программа по профориентации «Профессия вокруг нас» включает формы и методы работы в соответствие возрасту ребенка по четырем возрастным модулям. Начиная с 3-х лет, дети погружаются в мир профессий посредством игры, в младшем школьном возрасте добавляются электронные образовательные ресурсы, в группе от 11 до 14 лет в приоритете активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы, развлечения и т.д.) и начало проектной деятельности. С подростками от 14 до 18 лет ведущим является деятельностный подход (деловые игры, тренинги, мастер-классы), формирующие самостоятельность выбора. Каждый ребенок проходит индивидуальный маршрут от диагностики до анализа результатов. Во время прохождения курса реабилитации родители полноценно включены в деятельность учреждения, они обучаются, получают навыки, участвуют в мероприятиях и после завершения курса специалист продолжает курировать и сопровождать семью путем контроля и консультационной помощи в дистанционном формате, используя информационно-коммуникационные Интернет-ресурсы. В реализацию практики активно вовлечены ресурсы общественных организаций, представителей бизнеса, учреждений образования и культуры Елабужского муниципального района. Волонтеры КФУ, сотрудники библиотек, музейные работники проводят с детьми тренинги, мастер-классы и развлекательные мероприятия, связанные с миром профессий. Промышленные предприятия предоставляют возможности знакомства с миром профессий на базе своих организаций и выступают спонсорами конкурсов. Совместные мероприятия, содействие занятости, мониторинг жизненного пути реабилитантов, формирование статистики занятости выпускников проводится с участием Центров занятости населения Республики Татарстан. Таким образом, данная практика позволила создать на базе учреждения инновационную среду путем внедрения новых социально-педагогических условий для раскрытия деятельностного потенциала получателей социальных услуг, качественного изменения осознания их родителями возможностей построения образовательных и профессиональных маршрутов своих детей. Успешно удалось выстроить межведомственное взаимодействие по профессиональному самоопределению получателей услуг. Сотрудники реабилитационного центра в процессе реализации практики не только повысили свои профессиональные компетенции, но и активно делились опытом с коллегами. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан рекомендовало внедрение данной практики во все реабилитационные центры республики.
Социальные результаты
до 85% увеличилась доля получателей услуг, вовлеченных в активные занятия творчеством;
до 100% повысился уровень знаний получателей услуг и их родителей о профессиональных возможностях лиц с ОВЗ;
до 64% увеличилась доля родителей, вовлеченных в процесс занятости ребенка с ОВЗ;
· 45% из числа выпускников центра работают;
на 25% улучшились показатели развития когнитивных функций и моторных навыков детей;
· на 25% увеличилась результативности коррекции поведенческих отклоненийна 40% улучшилось эмоциональное развитие
детей, установились и развились эмоциональные связи с родителями (законными представителями ребенка);
· на 30% увеличилось развитие социально-бытовых навыков реабилитантов;
· на 60% улучшилась активность в игровой деятельности;
· на 25% улучшились показатели развития мелкой и крупной моторики; сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, воображения;
на 50% увеличилась доля получателей услуг старше 14 л., владеющих навыками профвыбора;
на 40% увеличилась доля специалистов центра, вовлеченных в проектную деятельность;
100% охват детей экскурсиями на промышленные предприятия от 14 лет до 18 лет;
снизился уровень тревожности родителей относительно ограниченности ребенка в профвозможностях;
в 2 раза увеличилось число получателей услуг, принявших участие в региональном конкурсе профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»;
повысился уровень личностного и интеллектуального потенциала получателей услуг к трудовой деятельности; появилось осознание получателей услуг в возможностях повышения своей экономической активности в будущем;
повысился уровень корпоративной культуры и сплочения команды специалистов реабилитационного центра.
Этапы внедрения практики
I этап (2021 г.) – подготовительный (создание условий);
II этап (2022 г.) – основной (работа с целевой аудиторией);
III этап (2023 г.) - аналитический (анализ результатов, коррекция, пролонгация практики)
Основные шаги запуска практики:
1. Анализ возможностей учреждения. Формирование команды.
2. Разработка методических материалов, планов, принятие локальных нормативно-правовых актов.
3. Поиск и привлечение партнеров, приобретение пособий и оборудования, обустройство учебно-игровых зон. Обучение специалистов.
4. Проектирование, разработка, создание "Героя" и брендбука учреждения, средств визуализации, веб-дизайна страниц официальных сайтов, социальных сетей.
5. Внедрение практики, реализация плана по достижению задач.
6. Анализ и оценка практики, подготовка отчета, трансляция опыта, пролонгация практики.
Социальная значимость практики
повысится потенциал социальной и экономической активности людей с инвалидностью;
улучшится качество жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов;
повысится уровень толерантности населения к лицам инвалидностью;
систематизируется междисциплинарный подход в процессе оказания социальных услуг.
Ресурсное обеспечение практики
Нормативно-правовое обеспечение:
- Приказ об утверждении Комплексной программы профориентации «Профессии вокруг нас» на 2021-2023 годы;
- Приказ о внедрении программы «Азбука профессий»;
- Приказ об утверждении плана профориентационной работы и назначении ответственных;
- План профориентационной работы;
- Совместный план работы с Елабужским центром занятости;
Соглашения, регламентирующие взаимодействие с социальными партнерами (профессиональные образовательные организации, общественные организации лиц с инвалидностью, Центр занятости населения) ;
- Приказы и положения о конкурсах профессионального мастерства.
- Формы отчетности.
Учебно-методическое обеспечение:
Комплексная программа профориентации «Профессии вокруг нас»
- комплекты психодиагностических методик по профориентации, в том числе с учетом нозологий получателей услуг с ОВЗ и инвалидностью;
- рабочая программа «Азбука профессий»;
- программы предпрофильного обучения;
- буклеты «Куда пойти учиться?» ;
- консультации для родителей на бумажном носителе;
- видеотека занятий и консультаций специалистов для родителей;
- рабочие авторские программы, методические пособия и планы, разработанные специалистами;
- комплект игры по профориентации «ПрофХ»;
- доступ к электронным ресурсам: «Учи.ru», «Proforientir42», «Novigatum.ru», «Atlas100.ru»;
- диагностический инструментарий.
Кадровое обеспечение:
Сотрудники центра, задействованные в реализации Программы:
- директор центра;
- заместитель директора;
- заведующий отделением социальной адаптации;
- специалист по АХО;
- специалист по социальной работе;
- ответственный за профориентационную работу в учреждении;
- педагог-психолог;
- специалисты: музыкальные руководители, инструкторы по труду, инструкторы по физической культуре, педагог по СБО, дефектолог;
- воспитатели.
Организации партнёры
- Московская компания "Бренд-эксперт" Разработка брендбука учреждения
- Общество инвалидов «Закал» по Республике Татарстан Привлечение партнеров
- Елабужский Институт КФУ Волонтерская деятельность студентов
- Молодежный центр "Барс" Организация мероприятий
- Елабужский государственный музей-заповедник Экскурсии, проведение мастер-классов
- Елабужский колледж культуры и искусств Проведение творческих мастер-классов с детьми
- Реклама-центр, г. Елабуга Дизайн и изготовление средств визуализации
- ОАО «Эссен продакшн АГ», г. Елабуга Благотворительное обеспечение призами и подарками
- НГДУ «Прикамнефть», г. Елабуга Приобретение костюмов для сюжетно-ролевых игр
- Центры занятости населения Республики Татарстан Мониторинг занятости выпускников
- Промышленные предприятия района Организация на базе предприятий экскурсий для детей
- ОДДМ "Движение Первых" в Елабужском районе Мероприятия и мастер-классы для детей