Практика:

Комплексная программа организации отдыха, оздоровления и занятости детей в период каникул «Каникулы с пользой»

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

Практика реализуется государственным учреждением Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» на территориях Дубенского, Тепло-Огаревского, Щекинского, Чернского районов Тульской области.

Целевые группы

Основные группы благополучателей практики:

·          Семьи, воспитывающие детей от 7 до 16 лет:

находящиеся на стадии раннего семейного неблагополучия;

находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении.

·      Семьи с детьми участников СВО.

·          Замещающие семьи, нуждающиеся в социальной поддержке.

·          Дети от 7 до 16 лет, воспитывающиеся в семьях, относящихся к данным категориям.

·          Специалисты учреждений социального обслуживания, работающие с семьёй и детьми.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Низкий уровень родительской осведомленности и компетентности по вопросам воспитания, здорового образа жизни детей, цифровой и внутрисемейной безопасности; не сформированы основы культуры семейных взаимоотношений и проведения позитивного досуга; возможность позаботиться о детях в безопасной обстановке.

Низкий уровень развития у детей чувства ответственности, самостоятельности, жизнестойкости, организованности; не сформированы умения с пользой организовать свое свободное время, навыки безопасного поведения.

Низкая доступность услуг по организации отдыха и оздоровления детей для семей, проживающих в отдаленных территориях и нуждающихся в социальной помощи.

Цель практики

Создание эффективной модели социальной помощи семьям, находящимися в трудной жизненной ситуации, в организации свободного времени детей и подростков, их оздоровления и занятости в период школьных каникул.

Задачи практики

1.      Разработать и внедрить программы полезной занятости и оздоровления несовершеннолетних в каникулярное время (с учетом их возрастных особенностей и интересов), направленные на накопление нового опыта, повышение жизнеспособности, самодостаточности и способности интегрироваться в современный социум.

2.      Организовать системную работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в каникулярный период посредством вовлечения их в практическую полезно-ориентированную деятельность.

3.      Привлечь родителей (законных представителей) и лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних к организации занятости и отдыха детей с целью оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей, создания благоприятной социальной среды. Сформировать умения организовывать здоровый семейный досуг и получать удовольствие от общения через совместную конструктивную деятельности.

4.      Выстроить тесное взаимодействие с представителями муниципальной власти и сотрудничество с учреждениями-партнерами (школы, общественность, учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения и др.) для организации каникулярного отдыха и занятости детей.

5.      Провести комплексный мониторинг востребованности и качества оздоровления, отдыха и занятости детей в каникулярное время в целях повышения эффективности оказания социальных услуг семьям с детьми, проживающим в отдаленных территориях и нуждающимся в социальной помощи.

6. Сформировать информационно-методическую базу для создания и развития системы организации свободного каникулярного времени, оздоровления и занятости детей в реабилитационном процессе.

Краткое описание практики

Комплексная программа «Каникулы с пользой» является одним из эффективных направлений реабилитационной работы учреждения по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в период школьных каникул, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании.

Создание программы продиктовано объективной необходимостью решения актуальных социальных проблем согласно реализации Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (с изменениями на 14 марта 2023 года) Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г 122-р. в области здоровьесбережения, благополучия семей с детьми, всестороннего развития, воспитания и безопасности детей.

Программа «Каникулы с пользой» спроектирована исходя из социального заказа родителей (законных представителей) и потребностей детей с учетом методического, кадрового и материально-технического потенциала учреждения.

Программа представляет собой целостную систему мероприятий, обеспечивающих интересный, разнообразный по форме и содержанию детский отдых, оздоровление детей, их интеллектуальное развитие, расширение круга знаний и интересов, формирование позитивного отношения к культурным традициям, семейным ценностям, красоте родного края, приобретение важного для развития детей опыта социальной деятельности в безопасной обстановке.

«В воспитании нет каникул» – эта аксиома лежит в основе работы специалистов учреждения, считающих организацию каникулярного времени детей важным аспектом педагогической деятельности. Ведь период школьных каникул – это не только время радости и отдыха для детей, но и беспокойства взрослых (родителей, специалистов) за жизнь и здоровье несовершеннолетних.

Отличительной особенностью Программы является то, что она является комплексной (совмещает в себе разноплановую деятельность с детьми и их семьями, объединяет различные направления работы, где процесс занятости и оздоровления детей осуществляется непрерывно в течение всего календарного года).

Программа «Каникулы с пользой» включает ряд мероприятий, которые реализуются на обслуживаемых учреждением территориях:

«Дворовые отряды» (временные объединения детей разных возрастов на удаленных территориях для интересного и полезного времяпровождения под руководством взрослых; привлечения ребят к общественно значимой работе);

«Детские площадки» (организация игровых, тематических, спортивных площадок для детей и взрослых, проведение просветительской работы для родителей);

«Семейная игротека» (организация игровой деятельности для детей и всей семьи);

«Истоки малой родины» (вовлечение детей/семей в социокультурную среду посредством посещения исторических объектов, значимых мест региона);

«Онлайн-лагерь «Яркое лето» (проведение в дистанционном режиме мероприятий познавательной, творческой, оздоровительной, профилактической направленности: квизы, челленджи, экскурсии, мастер-классы и пр.);

«Маршрутами святынь родного края» (организация многодневных туристических походов, экскурсий по родному краю, изучение народных традиций и духовно-нравственных устоев семьи).

Содержание мероприятий Программы направлено на постоянное развитие ребенка, системное оздоровление и воспитание здорового человека, включение родителей (законных представителей) в организацию позитивного досуга и приобщения детей к семейным ценностям, придание программе определенного культурологического колорита.

В основе реализации Программы лежат идеи педагогики приключений Жан-Жака Руссо (Франция), которая помогает развивать личность ребенка, укрепляет чувство собственного достоинства и контроля над своей жизнью, способствует сотрудничеству в команде и лояльности; идеи Курта Ханна (Англия) о формировании и развитии человеческого сочувствия, физической и спортивной подготовки, инициативности и спонтанности, заботы о других и эмпатии, со-конструкции взрослых и детей –  коллективно мыслящих, совместно действующих и сопереживающих партнеров по взаимодействию; идей программы «Discovery» Джина Берби (США), философией которой являются принципы: свобода выбора участия, мотивирование детей на участие посредством успеха, ориентация на личностный рост каждого, самоорганизация, чувство юмора.

Работа по Программе предусматривает использование современных социальных и информационно-телекоммуникационных технологий, различных форм инновационной деятельности: социальные игры, интерактивные и виртуальные экскурсии, консультации «Прогулки с психологом», квесты по безопасности жизнедеятельности, онлайн-мастер-классы, семейная игровая, никзопороговый клуб для подростков, летние семейные палаточные лагеря-интенсивы: «Мы вместе!» для детей и родителей, имеющих проблемы с зависимостью; «Содружество» для замещающих семей; туристические походы с преодолением препятствий и др.

Уникальность программы «Каникулы с пользой» – создание целостной системы социальной поддержки семей с детьми целевой группы в организации свободного времени детей и подростков, их оздоровления, занятости и повышения личностных компетенций в период школьных каникул. Дополнительным эффектом данной программы является то, что родители (законные представители) и близкое окружение, как необходимый ресурс, также подключаются к обучению навыкам организации позитивного досуга, здорового образа жизни, безопасного поведения и конструктивного взаимодействия, т.е. осуществляется обучение родителей обучать детей. Эти родительские навыки призваны защищать ребенка от появления поведенческих проблем в будущем (уменьшать вероятность противоправных действий, проблем с алкоголем и наркотиками) и увеличивать степень их вовлеченности в социально значимую жизнь общества.

Практическая значимость Программы заключается в предоставлении возможности и доступности семьям с детьми целевой группы воспользоваться услугами оздоровления, отдыха и занятости детей, улучшении их качества жизни. 

Социальные результаты

В 2023 году социальной практикой «Каникулы с пользой» были охвачены 610 человек (436 несовершеннолетних и 174 взрослых) из 4 муниципальных образований региона.

Социальный результат 1:

За период реализации Программы создана и успешно функционирует модель социальной помощи семье в организации свободного времени детей и подростков, их оздоровления и занятости в период школьных каникул. Данная практика апробирована в работе с более чем 267 семьями. Охват мероприятиями Программы вырос до 5,1% от всего детского населения на обслуживаемых территориях. Внедрено более 10 эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей. 18 специалистов, участников Программы, получили специальную профессиональную подготовку с учетом специальности и были обучены технологиям социальной работы, ориентированной на клиента: «Работа со случаем», «Краткосрочное консультирование, ориентированная на решение». За 2023 год было организовано и проведено 4 обучающих семинара для специалистов по профилю работы с клиентами в рамках Программы.

Социальный результат 2:

В рамках Программы было разработано 6 подпрограмм досугового, социально-культурного, спортивного, оздоровительного направления (с учетом возрастных особенностей детей и интересов), созданы циклы виртуальных занятий для детей по логопедии и цикл сказок для детей младшего школьного возраста.  436 несовершеннолетних были задействованы в мероприятиях Программы.

В связи с удаленностью обслуживаемой территории специалисты учреждения оказывали услуги клиентам дистанционно, используя цифровые технологии. Так было проведено 64 онлайн-занятия, всего онлайн-сервисами воспользовались 156 участников Программы. Оценка результатов анкетирования участников Программы показала, что у 420 детей наблюдались положительные изменения психологического и эмоционального состояния; в большинстве случаев фиксировалось улучшение конструктивности поведения ребенка, взаимодействия со сверстниками. Снято с профилактического учета 23 несовершеннолетних, повторных правонарушений среди участников Программы не было.

Социальный результат 3:

В работе по Программе было привлечено 174 родителя (законных представителя), которые получили опыт конструктивного взаимодействия, проведения позитивного досуга и организации здорового образа жизни. В результате проведенной работы у 48 семей улучшился семейный микроклимат, изменились стереотипы взаимодействия с детьми в лучшую сторону. 36 родителей стали регулярно посещать мероприятия в рамках программы. Снят риск развития конфликтных детско-родительских отношений у 87 родителей (законных представителя).

Социальный результат 4:

За 2023 год было привлечено 29 добровольных помощников, которые помогали организовывать реабилитационный досуг клиентов, оказывать адресную помощь. На обслуживаемых территориях были предложены новые и востребованные услуги: социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, юридические, социокультурные и др.

Для проведения мероприятий с максимальным качеством на конкретных территориях было выстроено тесное взаимодействие с представителями муниципальной власти и районных организаций. Всего было проведено более 48 совместных открытых мероприятий для детей и родителей.

Социальный результат 5:

За период реализации Программы проведен комплексный мониторинг динамики результатов работы с целевой группой.

Всего семьям было оказано 1830 услуг с целью улучшения их качества жизни, определены виды помощи детям, нуждающимся в организованной занятости, оздоровлении и отдыхе в каникулярный период. Доля семей, удовлетворенных полученной социальной поддержкой, увеличилась до 80%.

Этапы внедрения практики

Подготовительный этап – стратегическое планирование и организационное развитие:

- профессиональная подготовка и переподготовка специалистов для осуществления социальной работы с участниками целевой группы, оптимальная расстановка возможностей (с кем работать? каким образом? средства для выполнения задач);

- подготовка локальных актов по внедрению Программы в социальную работу;

- мониторинг и формирование необходимой базы данных целевых групп (сбор первичной информации об участниках Программы, проверка достоверности информации, выявление проблемного поля семей и детей);

- знакомство с территорией обслуживания, исследование социальных ресурсов и потребностей, составление социального паспорта участка;

- проведение рекламных кампаний и питчинга (презентация) для получателей социальных услуг – участников Программы, партнеров с целью популяризации социальных услуг: «Эффективная социальная помощь семьям и детям в организации свободного времени детей и подростков, их оздоровления, занятости в период школьных каникул»;

- установление контакта с детьми и их родителями (законными представителями), мотивирование на работу;

- определение круга социальных партнеров и установление межведомственных контактов, заключение соглашений о взаимодействии;

- материально-техническое оснащение Программы;

- формирование методического ресурса для работы с семьями и детьми целевой группы.

Основной этап реализация плана мероприятий Программы:

- комплексная социальная работа с детьми и родителями (законными представителями) целевой группы, которая предполагает организацию проведения очных и онлайн-мероприятий, в том числе выездов на обслуживаемые территории с оказанием социальных услуг по оздоровлению и занятости детей с оказанием социальными партнерами Программы дополнительных услуг;

- супервизорская работа, индивидуальные консультации для специалистов, работающих с целевой группой;

- привлечение ресурсов для работы с семьями и детьми (личностных, финансовых, организационных и др.); 

- систематизация информации и оформление соответствующей документации работы с детьми и родителями целевой группы.

Аналитико-оценочный этап:

- мониторинг и оценка результатов, достигнутых в ходе работы с детьми и родителями (законными представителями) по Программе; разработка показателей, выбор методов сбора информации, анализ системы работы и содействие ее изменению, повышение эффективности ее функционирования;

- освещение итогов реализации практики в средствах массовой информации, на сайте учреждения, популяризация практики в регионе.

Социальная значимость практики

·          расширение спектра инноваций, в ходе которых используются цифровые технологии социальной работы с семьей, дают возможность охватить клиентов социальными услугами, недоступными ранее или малодоступными в силу неразвитой инфраструктуры территории проживания;

·          предоставление семьям возможности оздоровления детей, организованной занятости подростков в период школьных каникул, обеспечивает равный доступ к социальным благам;

·          увеличение количества детей и родителей, которые получили новый позитивный опыт взаимодействия с специалистами учреждения, отразилось на доверии семей и детей к социальным институтам и повышении мотивации на качественные изменения жизни;

·          грамотно организованный досуг и полноценный отдых способствовал укреплению здоровья детей, повышению их физического, интеллектуального и творческого потенциала; организация мероприятий в каникулярный период позволила оттянуть с улицы значительное количество детей группы риска и предупредить правонарушения;

·          предоставление своевременной качественной помощи семьям в организации занятости детей, отдыха и оздоровления в каникулярное время, на  период трудовой занятости родителей (законных представителей), дало возможность снижения социальных рисков семейного неблагополучия.

Ресурсное обеспечение практики

Кадровое обеспечение – руководители отделений помощи семье и детям, педагоги-психологи, социальные педагоги. Все специалисты имеют высшее образование по профильным направлениям, Обучены на семинарах, курсах повышения квалификации.

Информационно - методическое обеспечение

Информационно - методическое обеспечение включает:

формирование банка инновационных технологий, методик работы с

детьми и родителями по профилактике социального сиротства, в том числе

технологий работы с зависимыми семьями и детьми;

обеспечение справочной методической литературой.

Материальные технические ресурсы центра спортивный инвентарь (мячи, обручи, конусы сигнальные и др.);

аудио-видеотехника (музыкальный центр, видеокамера, фотоаппарат);

игровое оборудование (настольные игры, оборудование для спортивных и подвижных игр и т. д.);

материалы для творчества

Организации партнёры

  • • Государственные учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» МО Щекинский район; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1; Центр образования» МО Щекинский район; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Б.Н.Емельянова» МО Щекинский район; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Теплое»; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «СОШ №2 п. Теплое им. Кавалера ордена Красной Звезды К.Н. Емельянова»; Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» МО Тепло-Огаревский район; Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Чернская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Дворникова Георгия Тимофеевича"; Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 1 п. Чернь"; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Воскресенская средняя общеобразовательная школа МО Дубенский район; Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение муниципального образования Дубенский район "Опоченский центр образования"; Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" МО Дубенский район; Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дубенская детская школа искусств» муниципального образования Дубенский район. • Государственные учреждения культуры и спорта: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Городской дворец культуры МО Щекинский район"; Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Щекинская городская централизованная библиотечная сеть"; Федеральное Государственное Бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей - Усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"; Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческий ДК МО Тепло-Огаревский район»; Чернский районный историко-краеведческий музей им. Н. А. Вознесенского; Структурное подразделение «Стадион им Е.И. Холодкова» МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания». • Местные религиозные организации Православные Приходы Тульской епархии: православный Приход Свято-Иверского храма п.Теплое Тульской области Белевской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат); Свято-Успенский Храм с. Нарышкино Тепло-Огаревского района Тульской области; Свято-Покровский Храм п. Чернь Тульской области; Церковь Александра Невского с. Малое Скуратово Чернского района. • Территориальные отделы комитетов Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по обслуживаемым районам. • Благотворительный Фонд «Прикоснись к Добру» -Тула

Фото материалы

Приложения

Презентация

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4»
Адрес (юридический или фактический):
Тульская область, Дубенский район, п. Гвардейский, ул. Молодежная, д. 11
Руководитель организации:
Ильичёва Вера Анатольевна
Контактное лицо:
Масленникова Любовь Григорьевна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: