География реализации практики
26 муниципальных образований и городских округов Тюменской области (без автономных округов)
Период внедрения практики
Практика реализуется с 2011 года по настоящее время
Целевые группы
Руководители и специалисты помогающих профессий различной ведомственной принадлежности.
Конечные благополучатели: семьи с детьми.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Проблемы целевых групп, решаемые в ходе применения практики:
- Дефицит актуальных знаний и практических навыков у руководителей и специалистов помогающих профессий в работе с различными категориями семей с детьми.
- Наличие негативных внешних и внутренних факторов, затрудняющих формирование и поддержание системы менеджмента качества.
- Уменьшение интереса к получателям услуг и отсутствие эмоциональной вовлеченности в профессиональную деятельность.
- Усиление утомляемости как на умственном, так и на физическом уровнях, а также личной отдаленности от содержания работы.
- Недостаточная информированность (осведомленность) семей о социальных услугах и поддержке, предоставляемых органами социальной защиты.
Потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики:
- Укрепление профессиональных и личностных ресурсов руководителей и специалистов помогающих профессий через выстроенную систему обучения.
- Разработка комплекса профилактических мер по сохранению профессионального здоровья и формированию культуры заботы о себе.
- Информационная и методическая поддержка руководителей и специалистов помогающих профессий по работе с различными категориями семей с детьми.
Цель практики
§ Развить ключевые компетенции специалистов помогающих профессий, необходимые для успешной работы с семьями и детьми, с учетом выявленных посредством социального аудита проблемных областей и недостатков в деятельности организации.
§ Улучшить качество предоставляемых услуг и, как следствие, повысить благополучие семей и детей, с которыми работают специалисты помогающих профессий.
Задачи практики
- Оценка важности проблемных ситуаций в организациях и выявление путей их разрешения через формирование рекомендаций для заинтересованных сторон (руководителей организаций/ учредителя).
- Изучение удовлетворенности населения качеством предоставляемых социальных услуг специалистами учреждений социального обслуживания населения.
- Повышение качества жизни каждого человека и уровня доверия граждан и организаций через трансформацию подходов к работе с людьми для решения их жизненных ситуаций.
- Совершенствование механизмов поддержки профессионального развития персонала учреждений и организаций отрасли.
- Повышение профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий.
- Развитие механизмов психологической разгрузки сотрудников и профилактики профессионального выгорания.
Краткое описание практики
С целью создания единой стратегии работы с разными категориями населения в регионе:
– Создана система повышения профессиональных компетенций сотрудников учреждений социального обслуживания и организаций различной ведомственной принадлежности.
Социальное обслуживание относится к числу сфер деятельности, в которых большую роль играет квалификация специалиста, его знания, профессиональные навыки и личностные качества. Поэтому вопросы обучения сотрудников социальных служб, эффективность и результативность их работы имеют первостепенную значимость в обеспечении гарантий предоставления гражданам социальных услуг должного объема и высокого качества.
В регионе ведется системная работа по совершенствованию профессиональных и личностных компетенций специалистов помогающих профессий.
В Тюменской области функционирует сеть учреждений, работающих с семьей и детьми, подведомственных Департаменту социального развития Тюменской области (Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья», «Областной центр реабилитации инвалидов», «Областной центр профилактики и реабилитации»), «Ассоциация организаторов отдыха и оздоровления населения Тюменской области «Мы вместе», имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования.
– Выработан комплекс мер, направленных на изучение удовлетворенности населения качеством социальных услуг, выявление негативных внешних и внутренних факторов, затрудняющих формирование и поддержание системы менеджмента качества.
Одним из направлений деятельности организации является создание качественной системы управления персоналом – главного компонента системы управления всех учреждений и организаций отрасли. Для повышения эффективности управления кадровым потенциалом отрасли проводится его объективная оценка посредством социального аудита, что позволяет выстраивать оптимальную систему руководства персоналом, определять направления развития, обеспечивающие стабильность и адаптивность в условиях изменяющейся внешней среды.
Региональный центр «Семья» проводит плановый и внеплановый аудит учреждений СОН в форме выездных и камеральных мероприятий, направленный на всестороннее изучение и оценку соответствия деятельности учреждения обязательным для исполнения требованиям.
– Выстроен механизм поддержки профессионального развития персонала учреждений и организаций социальной сферы.
В учреждениях социальной сферы с целью выстраивания единой кадровой политики осуществляется работа по поиску и сохранению работников, совершенствованию их профессиональных и личностных ресурсов.
С целью своевременного замещения вакантных должностей руководителей в учреждениях социальной сферы в соответствии с предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, создания высокопрофессионального кадрового состава учреждений формируется резерв управленческих кадров. Участие в конкурсе по формированию кадрового резерва дает кандидатам возможность развить компетенции лидера, профессиональные и личностные навыки; обучиться менеджменту; работать в сильной команде профессионалов, готовой к инновационным задачам. Резерв управленческих кадров формируется региональной конкурсной комиссией, состоящей из представителей Департамента социального развития Тюменской области, социально ориентированных некоммерческих и научных организаций.
В регионе действует система стимулирования сотрудников, направленная на их профессиональное развитие, посредством организации ежегодных конкурсов профессионального мастерства, областных акций.
– Разработаны информационные ресурсы и методические материалы для руководителей и специалистов помогающих профессий, для семей с детьми, предназначенные для повышения осведомленности о проблемах и потребностях детей и семей, а также для обучения методам и подходам в работе с ними.
Социальные результаты
Качественные результаты:
- Проведение объективной оценки проблемных ситуаций в организациях и выявление путей их разрешения.
- Выявление потенциальных угроз ухудшения социального климата в организациях.
- Создание позитивного имиджа организации среди населения и партнеров благодаря ориентации на клиента и удовлетворению его потребностей.
- Формирование индивидуальных рекомендаций для заинтересованных сторон (руководителей организаций/ учредителя) по разрешению проблемных ситуаций и улучшению социальных условий.
- Развитие социальной компетентности у специалистов помогающих профессий, что позволяет им лучше понимать потребности получателей услуг и оказывать им более эффективную помощь.
- Формирование навыков межличностного взаимодействия, которые способствуют установлению доверительных отношений с семьями и детьми и коллегами.
- Повышение уровня психологической грамотности у сотрудников организаций, что способствует осознанию своих сильных и слабых сторон, а также принятию ответственности за свои действия и решения.
- Укрепление профессиональной идентичности и развитие профессиональной культуры, что помогает сотрудникам организаций сохранять свою индивидуальность и уникальность в процессе выполнения профессиональных обязанностей.
- Создание благоприятной среды для развития и самореализации специалистов помогающих профессий, что повышает их мотивацию и удовлетворённость работой.
- Содействие распространению инновационных подходов и методов в оказании помощи, что способствует повышению качества услуг и улучшению социального обслуживания населения.
Количественные результаты:
- Разработано более 100 авторских образовательных программ.
- Свыше 2,2 тыс. сотрудников различной ведомственной принадлежности ежегодно проходят обучение в Региональном центре «Семья», из них ведомства-участники обучающих мероприятий:
- 63% – социальная защита;
- 14% – образование;
- 8,6% – КДН и ЗП;
- 5,5% – ПДН;
- 3,5% – молодежная политика;
- 2,4% – здравоохранение;
- 1,9% – следственный комитете;
- 1,1% – прочие.
- 25 центров (комплексных) социального обслуживания населения дважды прошли процесс социального аудита.
- 15 организаций отрасли «Социальная политика» прошли оценку практической деятельности отдельных должностей работников.
- В 43 организациях отрасли «Социальная политика» проведена комплексная диагностика социально-психологического климата в трудовых коллективах организаций.
- 3 тыс. сотрудников социальной сферы приняли участие в комплексной диагностике (67% работников от общего числа сотрудников, работающих в исследованных организациях).
- Свыше 70 сотрудников учреждений социального обслуживания ежегодно участвуют в конкурсах профессионального мастерства.
- Порядка 10 человек ежегодно принимают участие в конкурсе по формированию резерва управленческих кадров.
- Более 150 практик содержится в реестре Банка эффективных практик.
- Свыше 4,5 тыс. семей ежегодно принимают участие в региональных семейных форумах и фестивалях.
Этапы внедрения практики
Реализация основных мероприятий эффективной практики осуществляется параллельно, поскольку все этапы тесно взаимосвязаны и существуют неотделимо друг от друга.
I этап – Разработка, утверждение и актуализация нормативно-правовых документов.
Периодичность: ежегодно либо по мере необходимости.
1) Документы, регламентирующие образовательную деятельность.
Региональный центр «Семья» имеет статус учреждения дополнительного профессионального образования, осуществляет данный вид деятельности на основании лицензии, выданной Департаментом образования и науки Тюменской области. Центр «Семья» имеет многолетний опыт проведения курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов и других обучающих мероприятий для руководящего состава и специалистов учреждений различной отраслевой принадлежности, обладает необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами.
Более 15 лет назад в образовательный процесс внедрены дистанционные образовательные технологии, разработан сайт www.family-edu72.ru. Географическая независимость позволяет совершенствовать профессиональные компетенции специалистов в удобное для них время, без отрыва от работы, по заранее согласованному графику.
Для организации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации разработаны и своевременно актуализируются локальные нормативно-правовые акты: положение об образовательной деятельности, положение о дополнительной профессиональной программе, правила внутреннего распорядка для обучающихся, положение о порядке оформления возникновения, приостановления, прекращения отношений между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимися, и порядке восстановления обучающихся в АУ СОН ТО и ДПО «РСРЦН «Семья», другие.
2) Документы, регламентирующие проведение социального аудита в организациях отрасли «Социальная политика».
С 2011 года Региональный центр «Семья» в рамках исполнения государственного задания учредителя проводит социальный аудит в организациях отрасли «Социальная политика». Социальный аудит – это комплекс мероприятий, проводимых в целях изучения удовлетворенности населения качеством предоставляемых социальных услуг, определения существующих проблем по направлениям деятельности учреждения и формирования перечня предложений по повышению уровня эффективности работы учреждения, качества предоставления социальных услуг.
В целях организации работы по проведению социального аудита сотрудниками Регионального центра «Семья» совместно с Департаментом социального развития Тюменской области разработано Положение о проведении социального аудита в учреждениях социального обслуживания населения.
3) Документы, регламентирующие работу по поддержке профессионального развития сотрудников учреждений и организаций отрасли «Социальная политика».
Работа с кадрами является основной составляющей деятельности любой успешной организации. От того, насколько эффективно прошло формирование кадров, зависят основные показатели ее деятельности. Для обеспечения эффективного использования трудовых ресурсов и их профессионального развития разработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности управления кадровым потенциалом отрасли «Социальная политика».
Разработано и утверждено положение о резерве управленческих кадров государственных учреждений отрасли «Социальная политика».
Разработаны положения о проведении конкурсов профессионального мастерства: «Лидеры отрасли «Социальная политика», «Лучший специалист органов опеки и попечительства», «Успех года», «Лучший работник учреждения СОН по работе с семьей и детьми» и другие.
II этап – Разработка, утверждение, актуализация планов работ, программ.
Периодичность: ежегодно либо по мере необходимости.
1) Планы и программы образовательных мероприятий.
Ежегодно разрабатывается план образовательных мероприятий для руководителей и сотрудников учреждений и организаций отрасли «Социальной политики» и полипрофессиональной команды. План образовательных мероприятий согласовывается с Департаментом социального развития Тюменской области и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области.
Программы обучающих мероприятий, уникальные, практико-ориентированные, разрабатываются в соответствии с современными тенденциями, в том числе под запрос заказчика.
Разработаны, утверждены и реализуются программы дополнительного профессионального образования:
– программа профессиональной переподготовки «Социальная работа. Управление организацией социального обслуживания»;
– программа профессиональной переподготовки «Социальная работа в социозащитном учреждении»;
– программы курсов повышения квалификация по направлениям деятельности сотрудников учреждений социальной сферы.
Программы стажировочных площадок, а также план-график их проведения ежегодно согласовываются с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2) План-график, программа проведения социального аудита.
Социальный аудит в учреждениях и организациях социального обслуживания населения проводится согласно плану-графику и программе проведения аудита, которые утверждаются приказом учредителя.
III этап – Реализация основных мероприятий.
Периодичность: ежегодно, по отдельному плану.
1) Совершенствование профессиональных компетенций сотрудников помогающих профессий.
Ежегодно, согласно образовательным планам, проводится обучение специалистов учреждений, работающих с семьей и детьми, по программам дополнительного образования (профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации), по образовательным программам различного формата: семинары-практикумы, тренинги, вебинары, стратегические сессии, форумы и другое. Образовательные программы разрабатываются в соответствии с «картами профессиональных (специальных) компетенций специалистов», подготовленными сотрудниками Регионального центра «Семья». В помощь руководителям организаций и учреждений отрасли «Социальная политика» подготовлен методический кейс по разработке программы развития профессиональных компетенций кадрового состава внутри учреждения.
Для специалистов полипрофессиональной команды сотрудники Регионального центра «Семья» совместно с представителями Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области проводят «Школу межведомственной подготовки» и методические объединения психологов социальной сферы, следователей СУ СК РФ по Тюменской области и психологами учреждений СОН.
С 2010 года Тюменская область во взаимодействии с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд), успешно реализует программы, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальную реабилитацию детей, находящихся в конфликте с законом, повышение благополучия семей с детьми. Неоднократно Тюменская область была признана лидером Всероссийской выставки-форума «Вместе – ради детей!».
С 2019 года Региональный центр «Семья» является профессиональной стажировочной площадкой Фонда по направлениям: «Предоставление комплекса социальных услуг детям, находящимся в конфликте с законом, и организация социального сопровождения», «Комплексная поддержка семей и повышение доступности предоставления социальных услуг посредством организации социальной службы «Семейная диспетчерская», «Комплексная поддержка семей и повышение доступности предоставления социальных услуг посредством организации семейного многофункционального центра», «Оказание помощи детям в особо сложных жизненных ситуациях, приводящих к психоэмоциональным травмам». Работа региональной стажировочной площадки является эффективным механизмом распространения уникального опыта внедрения современных технологий, применения инновационного оборудования, подготовки высокопрофессиональных специалистов в системе социального обслуживания из разных регионов Российской Федерации.
2) Проведение социального аудита в учреждениях социального обслуживания населения.
Социальный аудит проводится в форме выездных и камеральных мероприятий, а также может быть плановым и внеплановым, комплексным или тематическим.
Плановый аудит проводится в соответствии с планом-графиком и может быть проведен в отношении одного учреждения не более чем один раз в два года.
Внеплановый аудит проводится по решению Департамента в случае поступления в учреждение: обращений (заявлений) руководителей органов местного самоуправления, иных уполномоченных должностных лиц, в соответствии с их компетенцией; обращений граждан и юридических лиц с заявлениями (жалобами) на нарушение их прав и законных интересов; иной информации, подтверждаемой документами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений (неисполнения обязанностей).
Для проведения социального аудита формируется комиссия из числа представителей Департамента социального развития Тюменской области, сотрудников Регионального центра «Семья», обладающих соответствующими профессиональными компетенциями. Состав комиссии утверждается Департаментом социального развития Тюменской области.
Деятельность комиссии включает ряд последовательных этапов:
– ознакомление с поставленной задачей и определение границ своих действий;
– изучение документации учреждения;
– подготовка детализированной рабочей программы;
– проведение аналитической работы, подготовка акта по результатам проведенного аудита и составление отчета.
Комплексный аудит проводится по двум и более направлениям деятельности учреждения.
При проведении аудита у учреждения запрашиваются документы, регламентирующие его деятельность, а также деятельность специалистов.
При проведении планового аудита в выездной форме в учреждение не позднее, чем за 5 рабочих дней, по электронной почте направляется письмо о проведении выездного мероприятия. Уполномоченное должностное лицо проводит рабочее совещание с представителями учреждения о проведении планового социального аудита в выездной форме.
В отчете о результатах планового комплексного аудита должны быть указаны следующие пункты: анализ работы учреждения по направлениям социального аудита (положительные и отрицательные аспекты); результаты опроса получателей социальных услуг о качестве их обслуживания; факторы, которые мешают эффективной работе учреждения; анализ качественного и количественного состава специалистов, включая текучесть кадров и соответствие образования профессиональным стандартам; рекомендации аудиторской комиссии по направлениям социального аудита; предложения по дополнительному обучению специалистов учреждений социального обслуживания населения в рамках их компетенций.
Тематический аудит направлен на изучение деятельности учреждения по отдельному направлению или вопросу.
Направления тематического аудита:
- «Оценка практической деятельности отдельных должностей работников отрасли «Социальная политика».
Оценка практической деятельности отдельных должностей работников заключается в измерении рабочего времени и анализе их трудовых действий. Методы сбора информации включают изучение должностных обязанностей, фотографию и самофотографию рабочего времени и интервьюирование.
Для определения оценки практической деятельности используются следующие показатели: наличие должностных инструкций в учреждении; распределение функциональных обязанностей в учреждении и внутри структурных подразделений; содержание должностных инструкций; выполнение работником профессиональных обязанностей согласно предписаниям в должностной инструкции; соответствие выполняемых работником трудовых действий профессиональным стандартам; дублирование трудовых функций внутри учреждения или структурного подразделения; распределение элементов трудового процесса в рабочее время (по результатам проведения наблюдения).
- «Комплексная диагностика социально-психологического климата коллектива учреждения».
Социально-психологический климат (СПК) – это одна из характеристик трудового коллектива. От состояния СПК зависят не только настроение и самочувствие людей, но и качество труда, адаптация новых сотрудников и пр.
«Здоровый», благоприятный СПК способствует повышению трудовой мотивации, вызывает у персонала удовлетворенность трудом, удовлетворение от достигнутых результатов и общения с коллегами.
Комплексная диагностика включает: а) опрос сотрудников организации: диагностику удовлетворенности трудом, оценку психологической атмосферы в коллективе, диагностику уровня эмоционального выгорания; б) опрос руководителя организации: оценку психологической атмосферы в коллективе; диагностику уровня стресса в коллективе; диагностику удовлетворенности трудом. Диагностика осуществляется в онлайн-формате и предполагает проведение сплошного опроса работников организаций.
Процедура изучения социально-психологического климата: составление плана-графика проведения опроса; проведение онлайн-опроса; обработка и анализ полученных данных; оформление отчета.
3) Поддержка профессионального развития персонала учреждений и организаций отрасли «Социальная политика».
В регионе определен порядок формирования и организации работы с резервом управленческих кадров в государственных учреждениях отрасли «Социальная политика», в отношении которых Департамент социального развития Тюменской области осуществляет координацию, регулирование и контроль финансово-хозяйственной деятельности.
Резерв формируется из числа наиболее опытных, авторитетных, высокоэффективных профессионалов, обладающих значительным опытом работы, навыками и умениями в сфере управления, отвечающих квалификационным и иным требованиям, установленным действующим законодательством, и способных по своим деловым и личностным качествам осуществлять профессиональную деятельность по соответствующим должностям.
Отбор в кадровый резерв производится на основании оценки уровня квалификации, степени выраженности управленческих и профессиональных качеств кандидатов.
Для проведения отбора кандидатов в кадровый резерв используются следующие методы:
− сбор и анализ документов (анкетные данные, сведений об образовании, опыте работы и др.);
− онлайн-тестирование для оценки профессионального уровня кандидатов и/ или подготовка проекта документа либо решение кейс-заданий;
− индивидуальное онлайн-собеседование.
По итогам процедуры оценки Комиссией в отношении каждого кандидата принимается решение о зачислении в кадровый резерв или исключении из числа кандидатов для зачисления в кадровый резерв.
Ежегодно по индивидуальному плану осуществляется подготовка лиц, зачисленных в резерв управленческих кадров: проведение обучающих мероприятий, подготовка отдельных заданий и поручений для приобретения практических навыков, самообразование.
Членами Комиссии проводится анализ результативности подготовки лиц, зачисленных в кадровый резерв, на основании информации, представленной кандидатами.
С целью стимулирования профессиональной деятельности работников учреждений и организаций отрасли «Социальная политика», способствующей повышению качества предоставления услуг, обобщения и распространения передового опыта работы ежегодно организуются и проводятся конкурсы профессионального мастерства среди работников учреждений и организаций социального обслуживания. Конкурсы разрабатываются с учетом вызовов современного общества:
- Конкурс профессионального мастерства среди работников кадровых служб территориальных управлений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания населения отрасли «Социальная политика» (2015 – 2016 годы);
- Конкурс профессионального мастерства среди специалистов органа опеки и попечительства (2017 год);
- Конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший работник учреждения СОН по работе с семьей и детьми» (2015 – 2024 годы);
- Конкурс профессионального мастерства среди юрисконсультов организаций отрасли «Социальная политика» (2019 год);
- Ведомственный конкурс «Лидеры отрасли «Социальная политика» (2019 – 2020 годы);
- Ведомственный конкурс практик с доказанной эффективностью в отрасли «Социальная политика» «Практика года» (2021 год);
- Отраслевой конкурс «Успех года» (2023 – 2024 годы);
- Областная акция «Семейная династия», приуроченная к Году семьи в Российской Федерации (2024 год).
4) Методическая поддержка специалистов помогающих профессий, семей с детьми.
В рамках реализации Комплексной программы просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности в Тюменской области до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2019 г. № 1796-рп) в 2016 году Центром «Семья» был разработан и начал функционировать медиа-портал «РАСТИМ БУДУЩЕЕ» (www.растим-будущее.рф). «РАСТИМ БУДУЩЕЕ» – это электронный региональный банк информационно-методических, дидактических материалов, используемых в процессе реализации мероприятий Комплексной программы просвещения: статьи, лекции, методические рекомендации для детей, подростков, молодежи, родителей (находятся в общем доступе), а также информационно-методические и справочные материалы для специалистов, осуществляющих работу с семьями и детьми (доступ к материалам открывается только для специалистов после их регистрации на портале).
В регионе действует электронный Банк эффективных практик (https://эффективныепрактики72.рф), который является одним из инструментов методического сопровождения деятельности специалистов, работающих в сфере социального обслуживания населения. В электронной версии Банка представлены специализированные «методические портфели» для педагогов, психологов и специалистов по социальной работе.
Созданы специальные электронные информационные ресурсы, содержащие справочную информацию для специалистов, работающих с семьями мобилизованных граждан (https://мобинфо72.рф/), и для населения Тюменской области по вопросам поддержки семей мобилизованных граждан (https://инфоподдержка72.рф/).
Ежегодно разрабатываются и апробируются новые форматы и механизмы взаимодействия с родительской общественностью, в том числе с широким привлечением ведущих российских ученых, экспертов и лидеров бизнес-сообществ. Используются открытое общение, дистанционный формат, массовые образовательные и игровые детско-родительские проекты.
Для повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся, снижению рисков их дезадаптации и негативной социализации, создана система комплексной психолого-педагогической помощи. На онлайн-платформе (https://точкаопоры72.рф) можно выбрать консультанта, записаться на встречу, узнать больше о проекте, изучить статьи от квалифицированных специалистов и прослушать вебинары.
Ежегодно в регионе проходит Родительский форум «Подростки, родители, Rock’n’roll», призванный помочь родителям преодолеть барьеры и развить навыки общения на темы, которые их действительно волнуют. Это интерактивная площадка (https://подросткиродители.рф/) для родителей, где можно послушать лекции федеральных спикеров, посетить мастер-классы и получить индивидуальные консультации у ведущих психологов Тюмени по работе с подростками.
В целях оказания методической поддержки руководителям и специалистам учреждений социального обслуживания, сотрудникам организаций различной ведомственной принадлежности специалистами областных базовых учреждений разрабатываются и своевременно актуализируются методические пособия, эффективные социальные практики по работе с различными категориями населения. Методические пособия разрабатываются в соответствии с вызовами современного общества.
IV этап – Мониторинг и оценка эффективности.
Оценка эффективности практики проводится на разных уровнях.
На уровне учредителя: изучение удовлетворенности населения качеством предоставляемых социальных услуг, определение существующих проблем по направлениям деятельности центров и формирование перечня предложений по повышению уровня эффективности работы учреждения, качества предоставления социальных услуг.
На уровне организации: руководитель осуществляет анализ, оценивая и отслеживая изменения по таким показателям: уровень владения нормативными документами, инструментами работы с разными категориями населения, уровень эмоционального выгорания у сотрудников, профессиональная эффективность, степень удовлетворенности работой, уровень конфликтов и текучести кадров.
На уровне отдельных сотрудников оценка эффективности включает: самооценку специалистом своих знаний и навыков, своего эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой, своей профессиональной эффективности, и другие показатели.
Социальная значимость практики
Для обеспечения благополучия семей и повышения качества их обслуживания необходимо разработать и внедрить превентивные технологии, которые будут интегрированы в образовательный процесс специалистов помогающих профессий. Совершенствование профессиональных компетенций специалистов полипрофессиональной команды поможет создать условия для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. Такой превентивной технологией является социальный аудит – эффективный метод оценки текущих компетенций специалистов и выявления проблемных областей в деятельности организаций для их улучшения. Он позволяет провести анализ профессиональных навыков и определить потребности в обучении и поддержке персонала.
Проведение социального аудита дает возможность учредителю, учреждениям и организациям отрасли получить объективную информацию о состоянии социальных отношений на разных уровнях, выявить потенциальные угрозы ухудшения социального климата и определить резервы для развития кадрового потенциала.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы:
- Сотрудники, осуществляющие образовательную деятельность: преподаватели, тренеры, специалисты, осуществляющие методическое сопровождение.
- Сотрудники, осуществляющие методическое сопровождение (разработка методических материалов).
- Сотрудники, осуществляющие социальный аудит (по направлениям деятельности).
Методические материалы:
- Региональные межведомственные социальные технологии:
- Инструмент оперативного выявления и изучения социальных рисков и угроз безопасности детей и семей «Светофор»;
- «Оказание экстренной психологической и правовой помощи несовершеннолетним и членам их семей»;
- «Социальная служба экстренного реагирования «Ребенок и семья»;
- «Ранняя профилактика социального сиротства»;
- «Обучение несовершеннолетних способам защиты от насилия через создание школы «Убереги себя от насилия»;
- «Организация реабилитационной работы с несовершеннолетними и семьями, в которых выявлены факты совершения преступления в отношении детей»;
- «Социальное сопровождение несовершеннолетних на стадии досудебного, судебного расследования».
- «Выездная служба комплексной реабилитационной помощи несовершеннолетним и их семьям»;
- «Метод взаимодействия с сетевым окружением семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
- «Мы нужны друг другу» (профилактика разводов)»;
- «Оказание комплексной помощи несовершеннолетним и их семьям в условиях стационарных реабилитационных отделений областных базовых учреждений».
- Методические пособия/ рекомендации:
- «Пособие для руководителей. «БЫТЬ В РЕСУРСЕ». Организация работы по профилактике профессионального выгорания в учреждениях отрасли «Социальная политика»;
- «Профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников учреждений социальной защиты»;
- «Рабочая тетрадь «Бережно к себе»;
- «Организация клубной и кружковой деятельности в учреждениях социального обслуживания населения»;
- «Методические рекомендации для руководителей учреждений социального обслуживания населения по вопросам подбора персонала»;
- «Методические рекомендации для руководителей учреждений социального обслуживания населения по вопросам проведения аттестации сотрудников»;
- «Методические рекомендации по вопросам формирования резерва управленческих кадров учреждений социального обслуживания населения»;
- другие.
- Видеоинструкция по ведению областного межведомственного комплекса «Банк данных семей и несовершеннолетних».
- Образовательные курсы для руководителей и специалистов помогающих профессий
Материально-техническое обеспечение:
- Образовательный сайт Регионального центра «Семья» (https://family-edu72.ru/).
- Программное обеспечение для внесения сведений о документах об образовании в Федеральную информационную систему Федеральный реестр сведений о документах об образовании и квалификации.
- Помещение с учебными аудиториями для проведения вебинаров, семинаров, практикумов, тренингов.
- Офисное помещение, техника для работы специалистов, реализующих проект.
- Автомобиль для осуществления выездов специалистов – аудиторов, преподавателей в организации отрасли «Социальная политика».
- Телефонная связь, интернет.
- Наличие регионального программного комплекса Банк данных семей и несовершеннолетних.
- Расходные материалы (канцелярия).
Организации партнёры
- Департамент социального развития Тюменской области
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области
- Территориальные КДН и ЗП
- Территориальные управления социальной защиты населения
- Государственные учреждения, подведомственные Департаменту социального развития Тюменской области
- Муниципальные учреждения социального обслуживания населения Тюменской области (без автономных округов)
- Организации и учреждения ведомств системы профилактики
- Социально ориентированные некоммерческие организации