Практика:

«КЛАССный родитель» — практика помощи и поддержки ресурсности семей, воспитывающих детей -инвалидов.

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

город Челябинск, 7 административных районов

Период внедрения практики

с 2022г. по настоящее время

Целевые группы

Семьи, воспитывающие детей -инвалидов, дети -инвалиды

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Высокие психоэмоциональные нагрузки на родителей детей-инвалидов, риск эмоционального выгорания, отсутствие возможности   постоянно получать необходимые реабилитационные услуги в условиях центра, требуют:

- повышения родительской компетентности в сфере обучения и реабилитации ребенка;

- повышения ресурсности родителей (семей) для обеспечения непрерывности реабилитации ребенка, в том числе в естественных жизненных условиях (ЕЖС) после прохождения курса реабилитации в центре;

- поддержание ресурсного психоэмоционального состояния родителя и ребенка в процессе реабилитации и абилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития;

- реализация права детей -инвалидов на полноценную жизнь.

Цель практики

Целью практики является повышение ресурсности родителей через:

- обучение эффективным приемам укрепления психического здоровья,

- развития собственных ресурсов, в том числе психолого-педагогических компетенций;

- повышение интеграционного потенциала семьи в целом   для продления реабилитационного эффекта после прохождения ребенком курса реабилитации в центре и как следствие формирование непрерывности реабилитационного процесса.

Задачи практики

1.Организация «Школы для родителей» для повышения педагогических компетенций родителей в вопросах обучения, развития, социализации и организации жизни детей- инвалидов в ЕЖС.

2. Выстраивание эффективной стратегии поддержания и развития ресурсности семей через выявление   психоэмоционального состояния родителей и работу с ним.

3. Устойчивое функционирование сервиса мероприятий социокультурной направленности для вовлечения семей с детьми- инвалидами в социальную среду и профилактики эмоционального выгорания.

Краткое описание практики

Практика реализует семейно-ориентированный подход, включающий обучение, мотивирование и поддержание ресурсности родителей, через реализацию мероприятий психолого-педагогической и социокультурной направленности. В их числе:

- «Школа для родителей» (он-лайн/оф-лайн);

- игра-тренинг «Мой мир ресурсов»;

- сервис социокультурных мероприятий для семей.

1. В рамках «Школы для родителей» осуществляется обучение родителей    для решения вопросов развития, социализации и организации жизнедеятельности ребенка в ЕЖС, знакомство с проблемами и особенностями детей, что способствует повышению педагогических компетенций родителей, лучшему пониманию особенностей развития ребенка и выстраиванию непрерывного процесса реабилитации.

2. Личностные ресурсы родителей, способность к позитивному преодолению негативного жизненного опыта и стабилизации психоэмоционального состояния выступают как ключевой фактор ресурсности семьи для развития, реабилитации и социализации ребенка с инвалидностью.

Выстраивание эффективной стратегии поддержания и развития ресурсной семьи начинается с выявления    психоэмоциональное состояния родителей, а с помощью игры – тренинга «Мой мир ресурсов» они могут восстановить внутреннюю опору, выйти из кризиса, развить креативное мышление, повысить самооценку, снизить тревожность, избавиться от фобий (страхов), уменьшить проявление депрессивного расстройства и войти в ресурсное состояние.

3. Сервис социокультурной направленности, включающий такие мероприятия как : «День соседей», «ГТО», «Пикник со Здоровьем», Квест «Счастливы вместе», тематические экскурсии, Автопробеги, туристические маршруты «Безграничные возможности» с благотворительным фондом «Родная», дает семьям с детьми-инвалидами дополнительные возможности для освоения социокультурных пространств города и выступает как фактор социализации и  социокультурной реабилитации.

 Основная цель мероприятий практики: дать родителю понимание собственных возможностей и ресурсов, необходимых навыков, а также ресурсов семьи в целом для реабилитации, развития и социализации своего ребенка в ЕЖС и профилактики эмоционального выгорания.

Продолжительность реализации практики от 1 месяца до года.

Социальные результаты

При реализации практики получены следующие социальные результаты:

- повышение ресурсности семей, воспитывающих детей-инвалидов;

- получение родителями комплекса поддержки, ориентированной на обучение, мотивирование и профилактику эмоционального выгорания   родителей в процессе реабилитации детей;

- становление родителей не только полноценными участниками реабилитационного процесса, но и ресурсом для своего ребенка;

- получение   профессиональных консультаций и нужных компетенций в «Школе для родителей»;

- применение родителями психологических приемов и техник ресурсного состояния для эффективного взаимодействия в семье и социуме, в том числе в процессе непрерывной реабилитации ребенка.

Этапы внедрения практики

Подготовительный этап:

1.      Формирование целевой группы

Основной этап:

     1. Реализация мероприятий практики для поиска и развития ресурсов семьи через участие в «Школе для родителей», тренингах и социокультурных мероприятиях.

Заключительный этап:

1. Консультирование и составление рекомендаций по результатам практики для продолжения реабилитационной работы в ЕЖС с использованием полученных навыков.

2. Практическое применение родителем полученных приемов, навыков и знаний.

Социальная значимость практики

Родитель, воспитывающий ребенка-инвалида, нуждается в неограниченном ресурсе, так как имеет высокие психоэмоциональные нагрузки, физическое истощение и риск эмоционального выгорания.  

Применение практики позволяет раскрыть и поддерживать личностный ресурс родителей для повышения качества жизни семьи, воспитания и развития ребенка.

 Поняв свой внутренний потенциал возможностей, родитель сможет стабилизировать свое эмоциональное состояние, которое в позитивном ключе оказывает влияние на здоровье и развитие ребенка. С эмоционально стабильным, уверенным в себе родителем ребенок чувствует себя защищенным, жизнерадостным, жизнеспособным. Другими словами, личность родителя предстает как своего рода опора для ребенка с ОВЗ и остается ею на всем протяжении жизни ребенка с ОВЗ, когда речь идет о непрерывной реабилитации.

Обоснованность представляемой практики «КЛАССный родитель» исходит из того, что многолетний опыт нашей работы подтверждает  эффективность семейно-ориентированной стратегии,  реализующей основной подход нашего центра: «родитель является главным реабилитологом ребенка на протяжении всей его жизни», родители — активные участники, а не пассивные получатели услуг и они при поддержке специалистов учатся помогать себе и ребенку. Мы исходим из позиции значимости и возможности развития потенциала детей, проходящих курс реабилитации в центре, и их семей. Данной практикой мы создаем условия для активизации внутренних ресурсов семьи, поддержания личностного ресурса родителей на постоянной основе, а не только в период   реабилитационных курсов. Только так родитель может стать «КЛАССным»!

Ресурсное обеспечение практики

Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики:

-кадровыми (психологи, педагоги);

-материально-техническими (оборудованные кабинеты, компьютерная техника, оргтехника, теле-, аудио-, видео- фототехника, мультимедийное оборудование для организации проведения занятий с целевой группой);

-методическими (буклеты, методические рекомендации, игры, презентации);

- информационными (сайт и официальная группа в ВКонтакте).

Организации партнёры

  • Комитет социальной политики города Челябинска
  • Челябинская общественная организация «Союз женщин Челябинской области»
  • Челябинский региональный благотворительный фонд «Родная»
  • Всероссийская организация родителей детей инвалидов «ВОРДИ»
  • учреждения социальной защиты, культуры и образования города Челябинска

Фото материалы

Сведения об организации

Название организации:
Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здоровье» (МБУ СО СРЦ «Здоровье»)
Адрес (юридический или фактический):
454048, г. Челябинск, ул. Доватора, д. 1А
Руководитель организации:
Сапожникова Наталья Вячеславовна
Контактное лицо:
Сапожникова Наталья Вячеславовна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: