География реализации практики
город Челябинск, 7 административных районов
Период внедрения практики
с 2022г. по настоящее время
Целевые группы
Семьи, воспитывающие детей -инвалидов, дети -инвалиды
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Высокие психоэмоциональные нагрузки на родителей детей-инвалидов, риск эмоционального выгорания, отсутствие возможности постоянно получать необходимые реабилитационные услуги в условиях центра, требуют:
- повышения родительской компетентности в сфере обучения и реабилитации ребенка;
- повышения ресурсности родителей (семей) для обеспечения непрерывности реабилитации ребенка, в том числе в естественных жизненных условиях (ЕЖС) после прохождения курса реабилитации в центре;
- поддержание ресурсного психоэмоционального состояния родителя и ребенка в процессе реабилитации и абилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- реализация права детей -инвалидов на полноценную жизнь.
Цель практики
Целью практики является повышение ресурсности родителей через:
- обучение эффективным приемам укрепления психического здоровья,
- развития собственных ресурсов, в том числе психолого-педагогических компетенций;
- повышение интеграционного потенциала семьи в целом для продления реабилитационного эффекта после прохождения ребенком курса реабилитации в центре и как следствие формирование непрерывности реабилитационного процесса.
Задачи практики
1.Организация «Школы для родителей» для повышения педагогических компетенций родителей в вопросах обучения, развития, социализации и организации жизни детей- инвалидов в ЕЖС.
2. Выстраивание эффективной стратегии поддержания и развития ресурсности семей через выявление психоэмоционального состояния родителей и работу с ним.
3. Устойчивое функционирование сервиса мероприятий социокультурной направленности для вовлечения семей с детьми- инвалидами в социальную среду и профилактики эмоционального выгорания.
Краткое описание практики
Практика реализует семейно-ориентированный подход, включающий обучение, мотивирование и поддержание ресурсности родителей, через реализацию мероприятий психолого-педагогической и социокультурной направленности. В их числе:
- «Школа для родителей» (он-лайн/оф-лайн);
- игра-тренинг «Мой мир ресурсов»;
- сервис социокультурных мероприятий для семей.
1. В рамках «Школы для родителей» осуществляется обучение родителей для решения вопросов развития, социализации и организации жизнедеятельности ребенка в ЕЖС, знакомство с проблемами и особенностями детей, что способствует повышению педагогических компетенций родителей, лучшему пониманию особенностей развития ребенка и выстраиванию непрерывного процесса реабилитации.
2. Личностные ресурсы родителей, способность к позитивному преодолению негативного жизненного опыта и стабилизации психоэмоционального состояния выступают как ключевой фактор ресурсности семьи для развития, реабилитации и социализации ребенка с инвалидностью.
Выстраивание эффективной стратегии поддержания и развития ресурсной семьи начинается с выявления психоэмоциональное состояния родителей, а с помощью игры – тренинга «Мой мир ресурсов» они могут восстановить внутреннюю опору, выйти из кризиса, развить креативное мышление, повысить самооценку, снизить тревожность, избавиться от фобий (страхов), уменьшить проявление депрессивного расстройства и войти в ресурсное состояние.
3. Сервис социокультурной направленности, включающий такие мероприятия как : «День соседей», «ГТО», «Пикник со Здоровьем», Квест «Счастливы вместе», тематические экскурсии, Автопробеги, туристические маршруты «Безграничные возможности» с благотворительным фондом «Родная», дает семьям с детьми-инвалидами дополнительные возможности для освоения социокультурных пространств города и выступает как фактор социализации и социокультурной реабилитации.
Основная цель мероприятий практики: дать родителю понимание собственных возможностей и ресурсов, необходимых навыков, а также ресурсов семьи в целом для реабилитации, развития и социализации своего ребенка в ЕЖС и профилактики эмоционального выгорания.
Продолжительность реализации практики от 1 месяца до года.
Социальные результаты
При реализации практики получены следующие социальные результаты:
- повышение ресурсности семей, воспитывающих детей-инвалидов;
- получение родителями комплекса поддержки, ориентированной на обучение, мотивирование и профилактику эмоционального выгорания родителей в процессе реабилитации детей;
- становление родителей не только полноценными участниками реабилитационного процесса, но и ресурсом для своего ребенка;
- получение профессиональных консультаций и нужных компетенций в «Школе для родителей»;
- применение родителями психологических приемов и техник ресурсного состояния для эффективного взаимодействия в семье и социуме, в том числе в процессе непрерывной реабилитации ребенка.
Этапы внедрения практики
Подготовительный этап:
1. Формирование целевой группы
Основной этап:
1. Реализация мероприятий практики для поиска и развития ресурсов семьи через участие в «Школе для родителей», тренингах и социокультурных мероприятиях.
Заключительный этап:
1. Консультирование и составление рекомендаций по результатам практики для продолжения реабилитационной работы в ЕЖС с использованием полученных навыков.
2. Практическое применение родителем полученных приемов, навыков и знаний.
Социальная значимость практики
Родитель, воспитывающий ребенка-инвалида, нуждается в неограниченном ресурсе, так как имеет высокие психоэмоциональные нагрузки, физическое истощение и риск эмоционального выгорания.
Применение практики позволяет раскрыть и поддерживать личностный ресурс родителей для повышения качества жизни семьи, воспитания и развития ребенка.
Поняв свой внутренний потенциал возможностей, родитель сможет стабилизировать свое эмоциональное состояние, которое в позитивном ключе оказывает влияние на здоровье и развитие ребенка. С эмоционально стабильным, уверенным в себе родителем ребенок чувствует себя защищенным, жизнерадостным, жизнеспособным. Другими словами, личность родителя предстает как своего рода опора для ребенка с ОВЗ и остается ею на всем протяжении жизни ребенка с ОВЗ, когда речь идет о непрерывной реабилитации.
Обоснованность представляемой практики «КЛАССный родитель» исходит из того, что многолетний опыт нашей работы подтверждает эффективность семейно-ориентированной стратегии, реализующей основной подход нашего центра: «родитель является главным реабилитологом ребенка на протяжении всей его жизни», родители — активные участники, а не пассивные получатели услуг и они при поддержке специалистов учатся помогать себе и ребенку. Мы исходим из позиции значимости и возможности развития потенциала детей, проходящих курс реабилитации в центре, и их семей. Данной практикой мы создаем условия для активизации внутренних ресурсов семьи, поддержания личностного ресурса родителей на постоянной основе, а не только в период реабилитационных курсов. Только так родитель может стать «КЛАССным»!
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики:
-кадровыми (психологи, педагоги);
-материально-техническими (оборудованные кабинеты, компьютерная техника, оргтехника, теле-, аудио-, видео- фототехника, мультимедийное оборудование для организации проведения занятий с целевой группой);
-методическими (буклеты, методические рекомендации, игры, презентации);
- информационными (сайт и официальная группа в ВКонтакте).
Организации партнёры
- Комитет социальной политики города Челябинска
- Челябинская общественная организация «Союз женщин Челябинской области»
- Челябинский региональный благотворительный фонд «Родная»
- Всероссийская организация родителей детей инвалидов «ВОРДИ»
- учреждения социальной защиты, культуры и образования города Челябинска