География реализации практики
Тяжинский муниципальный округ
Период внедрения практики
с 01 апреля 2020 г по 30 сентября 2021г
Целевые группы
Дети из семей, находящихся в социально опасном положении, вызванном угрозой лишения родителей родительских прав, угрозой жестокого обращения с ребенком; временным ограничением родителей в родительских правах; лишением родителей родительских прав;
дети из семей, находящихся на стадии подготовки родителей к восстановлению в родительских правах;
дети из семей, в которых родители восстановлены в родительских правах;
родители, находящиеся в ситуации угрозы лишения родительских прав или ограничения в родительских правах вследствие невыполнения надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей и (или) проявления насилия по отношению к детям и другим членам семьи;
лишенные родительских прав или временно ограниченные в родительских правах;
находящиеся на стадии подготовки к восстановлению родительских прав;
восстановленные в родительских правах на воспитание детей
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Профилактика социального сиротства, повышение уровня родительских компетенций неблагополучных родителей, сохранение биологической семьи для ребенка, реализация права ребенка жить и воспитываться в семье..
Цель практики
Создание на муниципальном уровне эффективной модели по формированию условий для сохранения и восстановления семейного окружения детей
Задачи практики
1. Создание Социальной службы, деятельность которой направлена на профилактику социального сиротства, сохранение и восстановление семейного окружения детей, предотвращение жестокого обращения с детьми, содействие выходу семей с детьми из социально опасного положения и иной трудной жизненной ситуации
2. Формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, повышение профессионального потенциала специалистов, занятых в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей.
3. Реализация комплекса эффективных профилактических, психолого-консультативных и коррекционных мероприятий для семей с детьми целевой группы, направленных на создание благоприятного психологического климата в семье и формирование адекватных родительских установок.
4. Повышение эффективности социальной реабилитации и социализации семей, находящихся в социально опасном положении, на основе осуществления социального сопровождения, проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий, а также мероприятий по устранению психологических, эмоциональных и социальных барьеров в обществе.
5. Разработка и внедрение на муниципальном уровне механизмов помощи детям в ситуациях риска нарушения их прав и законных интересов. Формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей.
6. Организация эффективной коррекционной и реабилитационной работы с семьей, где родители лишены родительских прав, либо ограничены в родительских правах, содействие в восстановлении родительских прав, дальнейшее сопровождение семей, после возвращения в них детей.
7. Распространение положительного опыта внедрения новой эффективной модели по формированию условий для сохранения и восстановления семейного окружения детей
Краткое описание практики
Данная практика включает в себя ряд технологий, которые тесно взаимосвязаны между собой:
1. Психологическая площадка: технология оказания психологической поддержки и помощи детям из неблагополучных семей, детям, подвергшимся жестокому обращению со стороны родителей (законных представителей) и имеющим серьезные психологические проблемы (стресс, депрессивное расстройство, внутренний конфликт).
2. Семейный патронаж: Технология предполагает осуществление контрольной функции за образом жизни семьи со стороны учреждений системы профилактики, а также проведение с членами семьи профилактической работы посредством рейдов в семью с целью наблюдения за текущей ситуацией.
3. Помогающее вмешательство: Технология оказания помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышении качества их жизни с целью предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка. Технология использует ряд приемов кратковременной, раздельной от детей психотерапии взрослых членов семьи с целью дать им советы, усовестить, повысить уверенность в своих силах, привести доказательства того, что любые изменения, на которые способна семья, будут иметь место, если только они, взрослые, будут для этого что-то делать. Помощь взрослым выражается в их трудоустройстве, переобучении новым профессиям, привитии навыков межличностного взаимодействия, в защите прав и интересов, обеспечении нормального быта
4. Социальная гостиная: Технология создания безопасного реабилитационного пространства и благоприятной среды для детей, воспитывающихся в семьях с высоким риском возникновения случаев жестокого обращения с ребенком, с целью проведения профилактической, информационно просветительской и коррекционно-реабилитационной работы с семьей.
5. Экстренная детская помощь: Технология социально-психологического сопровождения и реабилитации семей с детьми группы риска, посредством раннего выявления случаев семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми. Включает экстренный выезд в семью для предотвращения угрозы жизни и здоровью ребенка; оценка безопасности нахождения ребенка в семье; оказание экстренной межведомственной помощи при подтверждении факта угрозы жизни и здоровью ребенка; проведение информационной работы с членами семьи в форме консультирования и профилактических бесед.
Социальные результаты
ØПри реализации практики получены следующие социальные результаты:
-снижение количества семей с детьми, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации;
- рост доли семей, в которых улучшились детско-родительские отношения;
-снижение числа родителей, находящихся в ситуации угрозы лишения родительских прав или ограничения в родительских правах вследствие невыполнения надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей а также проявления насилия по отношению к детям и другим членам семьи;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
-снижение уровня социального сиротства в Тяжинском муниципальном округе.
Этапы внедрения практики
1. Подготовительный: разработка нормативно-правовых документов Социальной службы.
2. Повышение профессиональных компетенций специалистов, работающих с детьми и родителями целевой группы.
3. Информационно-аналитическая поддержка системы профилактики и преодоления сиротства.
Основной: 4. Создание и развитие Социальной службы, деятельность которой направлена на профилактику социального сиротства, сохранение и восстановление семейного окружения детей, предотвращение жестокого обращения с детьми, содействие выходу семей с детьми из социально опасного положения и иной трудной жизненной ситуации
5. Распространение эффективных практик, способствующих сохранению и восстановлению семейного окружения детей на территории Кемеровской области- Кузбасса.
Заключительный: 6. Мониторинг реализации и достижения планируемых результатов деятельности Социальной службы.
Социальная значимость практики
Практика направлена на создание системы раннего выявления семейного неблагополучия, представляющего угрозу потери детьми семейного окружения, определение причин и факторов социального неблагополучия, их анализ, который достигается путём своевременного извещения органов и учреждений о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Применение практики помогает определять причины и факторы социального неблагополучия семей и несовершеннолетних, проводить анализ этих данных при совместном межведомственном посещении семей, беседы с представителями семей, их окружением с целью сбора информации об уточнении первоначальных сведений «тревожной» ситуации в данной семье.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт и официальная группа в ВКонтакте, ОК. Для реализации практики большую роль играет наличие профессионального кадрового обеспечения. Специалисты учреждения владеют приемами мотивации для привлечения родителей с детьми к участию в мероприятиях. Для информирования используются буклеты, разрабатываются наглядные пособия, игры, презентации. Для родителей и специалистов Социальной службы разработаны методические рекомендации и буклеты по организации деятельности. Для занятий имеется необходимое помещение и оборудование, а также комплекс психодиагностических материалов. Имеется транспорт.
Организации партнёры
- Орган опеки и попечительства Управления образования Администрации Тяжинского муниципального округа
- МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
- Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Отделение по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Тяжинскому округу
- ГБУЗ «Тяжинская районная больница»
- Управление социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального округа
- Управление образования администрации Тяжинского муниципального округа