География реализации практики
Петропавловск-Камчатский городской округ
Период внедрения практики
с 2000 года по настоящее время
Целевые группы
- дети- инвалиды и дети с ОВЗ;
- нормотипичные дети, нуждающиеся в социальной коррекции и адаптации;
- родители
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Инвалидность у детей - более тяжелое социальное явление, чем у взрослых, поскольку накладывается на процесс психического развития личности ребенка. Наличие ограничений здоровья становится причиной, тормозящей полноценное участие личности в социальных процессах.В настоящее время существует ряд проблем, касающихся социализации особенных детей. Отсутствуют достаточные условия их обучения и воспитания в рамках общего образования и организации их внеучебной занятости, отдыха и оздоровления в формате летних лагерей. Значительная часть трудностей в организации инклюзии в детском оздоровлении связана с созданием особой среды пребывания детей – инфраструктуры, подготовки персонала, особых бытовых условий, отдельного сопровождения.
Цель практики
Обеспечение детям с нарушениями здоровья социальной и культурной интеграции в среду здоровых сверстников
Задачи практики
организация совместного досуга и занятости детей; сохранение и укрепление здоровья и формирование мотивации на здоровый образ жизни; развитие личностных ресурсов несовершеннолетних, способностей к самореализации, творческих способностей; формирование толерантного отношения к инвалидам у нормотипичных детей.
Краткое описание практики
Программа смены направлена на социализацию всех детей. Она предусматривает большое количество совместных общелагерных, межотрядных мероприятий, выездов. Ряд событий предусматривает объединение детей во временные группы без учетов возрастных или других признаков. Мероприятия планируются с учетом участия в них детей-инвалидов, состояния их здоровья и медицинских рекомендаций. В проведении мероприятий, занятий предусматривается различный уровень сложности заданий, что позволяет принимать одновременное участие в них всем детям. Формы мероприятий: флеш-мобы, соревнования, игры, викторины, мастер-классы, зарядка с чемпионом, фестивали тренинги, ролевые игры, и т.д. Воспитанники «особого» отряда наравне с другими детьми участвуют: в отрядных, межотрядных, общелагерных событиях, во временных смешанных коллективах; в активе детского самоуправления. Коллективные творческие дела, способствуют раскрытию различных талантов и способностей детей, помогают детям с ОВЗ понять, что они могут многого добиться, несмотря на свои недуги, а здоровые дети проникаются сознанием, что от их поддержки и внимания зависят будущие успехи их новых друзей. К инклюзивным мероприятиям в течение смены относятся «Лагерная кругосветка» - знакомство с правилами поведения в лагере; игра-квест «Совершенно секретно»; ежедневная зарядка на территории ФОК; «Мы одна СЕМЬЯ» - творческая вертушка; Спортивные командные игры; «Быть здоровым – это сила» - физкультурный флэш–моб; Экоквест- игра «Экологическая тропа»; Подвижные игры и прогулка на свежем воздухе; Флагманский маршрут «Россия – моя семья»; «День именинника» - игровые программы; тематическая программа «Герб моей семьи»; мастер-класс «Родная Камчатка»; Творческая встреча; «Память поколений» - общелагерное мероприятие; игра «Зарничка»; «Семейные традиции». Всего свыше 20 событий в течение 1 смены. Закрытие смены проходит в виде фестиваля детского творчества, на котором дети демонстрируют свои новые навыки и достижения: поделки, концертные номера, видеоролики. На мероприятии всегда присутствуют родители, большое количество гостей. Достижения детей представлены пинакотекой поделок, роликами о жизни детей на протяжении смены, результатами социального проектирования.
Социальные результаты
Качественные показатели (развитие и социализация подростков): развиты социальные навыки, расширен круг общения, приобретены новые друзья; развиты коммуникативные навыки, навыки командной работы; развита способность к творческой самореализации; повышена самооценка; повышена эмоциональная устойчивость; у детей-инвалидов и детей с ОВЗ сформированы коммуникативные навыки и потребность в общении с другими людьми, умение вести себя в коллективе сверстников и взрослых; сформирована толерантность к детям-инвалидам и детям с ОВЗ у нормативно развивающихся детей.
Количественные показатели: ежегодно в ДОЛ «Солнышко» отдыхает и оздоравливается - 150 несовершеннолетних. Из них: детей-инвалидов - 25 чел.; детей с ОВЗ – 20 чел. не менее 98 % детей: адаптируются в группе сверстников; приобретают навыки работы в команде; приобретают новых друзей.
Этапы внедрения практики
1. Подготовительный этап: - 1 месяц: разработка локальной нормативной документации; формирование команды специалистов, распределение ответственности за достижение поставленных целей, согласование взаимодействия в ходе работы с целевой группой; разработка программы, календарного плана на смену; информирование целевой группы; прием заявлений, пакета документов; комплектование отрядов.
2. Организационный этап (первые 2 дня) – Школа толерантности, инфраструктурная ориентация; совместное выполнение творческих заданий, направленных на сплочение отрядов, знакомство с коллективом лагеря, между отрядами с погружением в игровую модель. Диагностика, анкетирование. Установление конструктивного взаимодействия со сверстниками. Создание доверительной и творческой атмосферы.
3. Основной этап (3-19 день) – реализация мероприятий программы в рамках тематического направления/легенды смены и сопутствующих видов деятельности.
4. Заключительный этап (последние 2 дня) – представление проектного продукта на заключительном общелагерном мероприятии. Награждение. Общественное признание. Подведение итогов. Помощь в осознании личных достижений, осмыслении полученного опыта. Итоговое анкетирование участников, родителей
5. Итоговый этап – анализ смены.
Социальная значимость практики
У детей с ОВЗ, детей-инвалидов за счет расширения возможностей интеграции в повседневную жизнедеятельность в условиях ДОЛ «Солнышко» произошла адаптация к социокультурным условиям группы, повысилась степень самостоятельности в вопросах самообслуживания. Ребенок приобщился к культурным, духовно-нравственным ценностям, здоровому образу жизни, расширились его возможности в занятиях посильной работой и возможности творческого самовыражения. Расширился круг общения детей и появились новые друзья. Взаимодействие со сверстниками в ДОЛ «Солнышко» помогло преодолеть социальную изоляцию, усугубляющую патологию, ведущую к развитию «ограниченных возможностей», формируется «здоровый» тип поведения как поведенческая норма социума. В условиях инклюзии стали более выражены коммуникативные навыки, повысилась активность нормотипичных детей. Они получили навыки взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодействия с детьми с ОВЗ. Совместная деятельность, труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед способствовали формированию личности, которую можно характеризовать, как гармоничную. Использование инклюзивного подхода в организации отдыха и оздоровления детей помогло сформировать эмпатию и толерантность в детской среде, ориентировать детей на гуманизацию отношений.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровый состав : Директор и кадровый состав лагеря назначаются приказом директора Центра «СЕМЬЯ» из числа сотрудников Центра «СЕМЬЯ». Команда состоит из специалистов, имеющих достаточный опыт работы в сопровождении всех категорий детей, имеющие педагогическое образование и занимающие педагогические должности. В отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья воспитателями отряда являются педагогические работники отделения, имеющие достаточный опыт работы с детьми с нарушениями здоровья. В течение смены на отрядах в качестве воспитателей работает 13 педагогических работников. Так как, степень самостоятельности в вопросах самообслуживания, скорость усвоения информации у детей с ОВЗ значительно ниже, чем у здоровых ребят, а потребность в индивидуальном внимании и помощи выше, в отряде на базе отделения реабилитации детей с ОВЗ в зависимости от тяжести заболевания детей назначается до 7 воспитателей на группу из 15 детей. Материально-техническое оснащение :Отряды отдыха и оздоровления из детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, размещаются на базе территориально обособленного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Центра «СЕМЬЯ», которое занимает здание общей площадью 628,0 кв. м. В отделении создана безбарьерная среда, обеспечивающая условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями здоровья: пандусы, поручни, световые дорожки, используется оборудование и приспособления, облегчающие жизнедеятельность детей: световые маяки для слабовидящих, тактильные наклейки, таблички, обозначающие движения на языке Брайля, поручни, вертикализаторы для детей с ДЦП, ступенькоходы и другое. В отделении находятся кабинеты педагога-психолога, логопеда, лекотека, кабинет бытовой реабилитации/абилитации, залы для занятий адаптивной физкультурой, массовых мероприятий, медицинский кабинет, художественная студия, творческая мастерская. Бытовые комнаты оборудованы для удобного пользования детьми маломобильных групп.
Организации партнёры
- Камчатское государственное бюджетное учреждение Камчатская краевая научная библиотека им. С. П. Крашенинникова
- Камчатское государственное бюджетное учреждение «Камчатская краевая детская библиотека имени В. Кручины»
- Камчатская краевая общественная молодежная спортивно-патриотическая организация «Федерация страйкбола Камчатки»
- филиал Фонда Защитники Отечества по Камчатскому краю
- АНО «Первый постоянно действующий многофункциональный региональный центр гражданско-патриотического воспитания в Камчатском крае «КамПатриот»