География реализации практики
Чувашская Республика
Период внедрения практики
С 01 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.
Целевые группы
Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды, в возрасте от 6 до 17 полных лет, проживающие на территории Чувашской Республики
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Помощь детям-инвалидам - актуальная задача современного общества, так как количество детей, которые лишены полноценной жизни из-за травм, врожденных аномалий, различных болезней, очень велико. Инвалидность у детей означает значительное ограничение жизнедеятельности, способствует социальной дезадаптации, затрудняет в самообслуживании, общении, обучении овладении в будущем профессиональными навыками.
Доступнее всего для человека с особенностями развития - это занятия прикладным искусством и народными ремёслами в художественно-ремесленных мастерских, где работают обученные специалисты, обустроена доступная и универсальная среда. Простая работа, которая не требует особых физических и интеллектуальных навыков, сопровождение специально обученным специалистом и творческая составляющая, позволит детям - инвалидам и их семьям реализовывать свой творческий потенциал, делая жизнь ярче и интереснее.
Гончарная мастерская позволяет создать безопасное, комфортное и универсальное рабочее пространство, оснащённое современным оборудованием.
Цель практики
Создание творческого пространства для детей с ОВЗ, в т.ч. детей-инвалидов в возрасте от 6 до 17 полных лет и повышение их чувства социальной значимости по средствам полезной занятости в изготовлении изделий в гончарной мастерской.
Задачи практики
1. Создать для детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов творческое пространство: гончарную мастерскую, оснащённое современным оборудованием для проведения творческих, профориентационных и обучающих мероприятий.
2. Обучить детей целевой группы прикладным навыкам гончарного ремесла, включая приёмы ручной и механической обработки глины, декоративной отделки поверхности изделия скульптурными и живописными формами
3. Включить детей целевой группы в процесс профессионального самоопределения, повысить их информированность в части знания профессий декоративно - прикладной направленности.
Краткое описание практики
«Гончарная мастерская» – специально оборудованное пространство для проведения творческих, профориентационных и обучающих мероприятий с детьми с ОВЗ, в том числе детьми - инвалидами. Созданное творческое пространство способствует развитию у детей прикладных навыков, формирует потребность трудиться, возрождает добрую традицию русского гончарного ремесла.
В «Гончарной мастерской» организованы обучающие занятия и мастер-классы в игровой и интерактивной форме, тематические экскурсии и участие детей целевой группы в творческих выставках и конкурсах. Мероприятия проекта реализуются силами специалистов Центра, имеющих достаточную квалификацию.
Важным аспектом организации работы с детьми-инвалидами и их семьями является создание в Центре безопасного, комфортного и универсального помещения, оснащённого современным оборудованием и инструментом для изготовления разных видов керамических изделий. Использование материалов, ранее не знакомых участникам проекта, позволит им освоить современные техники работы с разным материалом, а также реализовать себя в новых видах творчества.
Работа в гончарной мастерской – это хорошая возможность социально -трудовой реабилитации детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, которая даёт им возможность почувствовать свою независимость, найти друзей и единомышленников, реализовать свой талант в гончарном деле, позволит осознать, что они не хуже других, просто есть некоторые особенности, которые не могут помешать им жить полноценной жизнью, если они того захотят.
Социальные результаты
- Создано безопасное, комфортное и универсальное рабочее пространство, оснащённое современным оборудованием и необходимым инструментом.
- Организованное пространство позволяет детям с ОВЗ, в том числе детям - инвалидам найти друзей и единомышленников, выстраивать иерархию отношений и ценностей, обогащая их как личность.
- Погружаясь в мир творчества, дети с ОВЗ, в том числе дети - инвалиды осваивают основы современного керамического производства: приёмы ручной и механической обработки глины, декоративной отделки поверхности изделия скульптурными и живописными формами, позволяющие им ощутить чувство собственной значимости, значимости своего творческого взгляда.
- Реализована возможность для включения детей с ОВЗ, в том числе детей - инвалидов в социально - трудовую реабилитацию, возможно и определения их выбора в будущей профессии.
Этапы внедрения практики
Подготовительный этап: обучение специалистов, ремонт и закупка оборудования, формирование целевой группы, разработка программы
Этап реализации: проведение индивидуальных, групповых занятий в гончарной мастерской, обучающих мастер-классов, экскурсий в художественный музей г. Чебоксары, виртуальных экскурсий по музеям России, участие в творческих конкурсах, организация выставки работ юных гончаров
Этап информационно - аналитического сопровождения: освещение реализации проекта, подготовка методических материалов и подведение итогов проекта
Социальная значимость практики
В ходе реализации практики реализован механизм включения детей с ОВЗ, в том числе детей - инвалидов в социально - трудовую реабилитацию, с возможностью определения их выбора в будущей профессии.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы: специалисты учреждения (заведующий отделением, методист, инструктора по труду).
Методические материалы: программы занятий, презентации, информационные буклеты.
Техническое оснащение: оборудованное помещение для гончарной мастерской. Приобретено специализированное оборудование (муфельная печь, гончарные круги, турнетки, глина, формы, молды, шаблоны, наборы ручного инструмента для гончарных работ, материалы для декорирования (краски, глазурь), детские столы и стулья, интерактивная панель, ноутбук, и др.)
Информационные ресурсы: сайт учреждения (http://www.det-reabilit.soc.cap.ru) в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, Телеграмм (https://vk.com/public177557731, https://ok.ru/group/70000001122223, https://t.me/rgucentrdd).