География реализации практики
Псковская область, г. Великие Луки
Период внедрения практики
с 2023 года по настоящее время
Целевые группы
Ребенок-инвалид.
Ребенок в возрасте от 1 года до 3-х лет с выявленными стойкими нарушениями функций организма или заболеваниями, приводящими к нарушениям функций организма, задержкой развития, подтвержденными справкой, выданной медицинской организацией.
Ребенок в возрасте от 1 года до 3-х лет воспитывается в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, что выявляется организациями социального обслуживания, помощи семье и детям, органами опеки и попечительства.
Все целевые группы должны иметь медицинское разрешение на посещение бассейна и противопоказаний.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Особые дети всегда требуют особого подхода. Процесс обучения ребенка плаванию - один из самых радостных периодов родительства. Он играет значительную роль в формировании нежной привязанности между ребенком и родителем. Важно, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в водной стихии, поскольку такой ранний опыт станет фундаментом для развития бесценных плавательных навыков, а также в дальнейшем позволит лучше адаптироваться и социализироваться в обществе.
Цель практики
Целью гидрореабилитации детей раннего возраста является достижение более высокого уровня физической, двигательной и общественной активности ребенка, создание дружественной и расслабленной атмосферы на занятиях по плаванию
Задачи практики
Для детей с ограниченными возможностями занятия в воде - это основа физического, психического и эмоционального становления и адаптации:
- занятия в воде помогают быстрее справиться с неврологическими проблемами у детей;
- упражнения в воде - это отличное закаливание для молодого организма;
- плавание улучшает работу сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата;
- раннее плавание поможет снять повышенный тонус мышц, укрепить слишком слабые мышцы;
- у детей развивается гибкость, что обеспечивает их гармоничное физическое развитие;
- занятия плаванием уменьшают проявления агрессивности и тревожности, так как вода способствует снятию стресса и расслаблению;
- активная деятельность в воде развивает двигательную технику ребенка на суше.
Краткое описание практики
Программа рассчитана на возрастную категорию детей в возрасте от 1 года до 3-х лет.
В рамках программы работают специалисты, получившие повышение квалификации в области «Ранняя помощь», ведущий специалист прошла программу профессиональной переподготовки по теме «Физкультурно-оздоровительная деятельность по плаванию с детьми грудничкового, раннего и дошкольного возраста».
Среди детей отмечается положительная динамика в развитии навыков моторики (укрепляется верхний плечевой пояс, улучшаются навыки крупной моторики: лучше держать голову, начинают сгибать и выпрямлять руки, улучшаются навыки хождения). В области социального взаимодействия дети больше проявляют интерес к окружающим людям, чаще инициируют взаимодействие со взрослым, становятся более яркими ответные эмоциональные реакции, снижается уровень проявления агрессивного поведения.
Родители стали отмечать положительную динамику в психофизическом развитии своих детей.
Социальные результаты
Плавание нашло широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений опорно-двигательного аппарата детей, профилактики простудных заболеваний.
20% детей демонстрируют снижение заболеваемости.
100% детей демонстрируют позитивное социальное/эмоциональное взаимодействие.
60% детей демонстрируют улучшение в работе опорно-двигательного аппарата.
100% семей заметили положительную динамику в развитии своих детей.
Этапы внедрения практики
Занятия с детьми раннего возраста проводятся в групповой форме с одним из родителей (2-4 ребенка).
Формирование групп осуществляется на основе индивидуальных и физических возможностей ребенка.
Частота занятий 1 раз в неделю.
Длительность занятия 40 мин.
Структура реабилитационного занятия в бассейне строится по классической схеме:
- подготовительная часть
– специальные упражнения с применением вспомогательных средств;
- основная часть - применяется дозированное плавание различными способами;
- заключительная часть
– упражнения на расслабление.
Во время занятия специалист направляет движения и дает рекомендации, которые выполняются родителем.
Социальная значимость практики
Среди детей отмечается положительная динамика в развитии навыков моторики (укрепляется верхний плечевой пояс, улучшаются навыки крупной моторики: лучше держать голову, начинают сгибать и выпрямлять руки, улучшаются навыки хождения). В области социального взаимодействия дети больше проявляют интерес к окружающим людям, чаще инициируют взаимодействие со взрослым, становятся более яркими ответные эмоциональные реакции, снижается уровень проявления агрессивного поведения.
Родители стали отмечать положительную динамику в психофизическом развитии своих детей.
Ресурсное обеспечение практики
Бассейн
Резиновые игрушки
Мячи разного размера
Доски для плавания
Аквапалки (нудл)
Обручи гимнастические
Организации партнёры
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области «Великолукская детская городская больница»
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования