Практика:

Гидрореабилитация детей раннего возраста

География реализации практики

Псковская область, г. Великие Луки

Период внедрения практики

с 2023 года по настоящее время

Целевые группы

Ребенок-инвалид.

Ребенок в возрасте от 1 года до 3-х лет с выявленными стойкими нарушениями функций организма или заболеваниями, приводящими к нарушениям функций организма, задержкой развития, подтвержденными справкой, выданной медицинской организацией.

Ребенок в возрасте от 1 года до 3-х лет воспитывается в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, что выявляется организациями социального обслуживания, помощи семье и детям, органами опеки и попечительства.

Все целевые группы должны иметь медицинское разрешение на посещение бассейна и противопоказаний.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Особые дети всегда требуют особого подхода. Процесс обучения ребенка плаванию - один из самых радостных периодов родительства. Он играет значительную роль в формировании нежной привязанности между ребенком и родителем. Важно, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в водной стихии, поскольку такой ранний опыт станет фундаментом для развития бесценных плавательных навыков, а также в дальнейшем позволит лучше адаптироваться и социализироваться в обществе.

Цель практики

Целью гидрореабилитации детей раннего возраста является достижение более высокого уровня физической, двигательной и общественной активности ребенка, создание дружественной и расслабленной атмосферы  на занятиях по плаванию

Задачи практики

Для детей с ограниченными возможностями занятия в воде - это основа физического, психического и эмоционального становления и адаптации:

- занятия в воде помогают быстрее справиться с неврологическими проблемами у детей;

- упражнения в воде - это отличное закаливание для молодого организма;

- плавание улучшает работу сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата;

- раннее плавание поможет снять повышенный тонус мышц, укрепить слишком слабые мышцы;

- у детей развивается гибкость, что обеспечивает их гармоничное физическое  развитие;

- занятия плаванием уменьшают проявления агрессивности и тревожности, так как вода способствует снятию стресса и расслаблению;

- активная деятельность в воде развивает двигательную технику ребенка на суше.

Краткое описание практики

Программа рассчитана на возрастную категорию детей в возрасте от 1 года до 3-х лет.

В рамках программы работают специалисты, получившие повышение квалификации в области «Ранняя помощь», ведущий специалист прошла программу профессиональной переподготовки по теме «Физкультурно-оздоровительная деятельность по плаванию с детьми грудничкового, раннего и дошкольного возраста».

Среди детей отмечается положительная динамика в развитии навыков моторики (укрепляется верхний плечевой пояс, улучшаются навыки крупной моторики: лучше держать голову, начинают сгибать и выпрямлять руки, улучшаются навыки хождения). В области социального взаимодействия дети больше проявляют интерес к окружающим людям, чаще инициируют взаимодействие со взрослым, становятся более яркими ответные эмоциональные реакции, снижается уровень проявления агрессивного поведения.

Родители стали отмечать положительную динамику в психофизическом развитии своих детей. 

Социальные результаты

Плавание нашло широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений опорно-двигательного аппарата детей, профилактики простудных заболеваний.

20% детей демонстрируют снижение заболеваемости.

100% детей демонстрируют позитивное социальное/эмоциональное взаимодействие.

60% детей демонстрируют улучшение в работе опорно-двигательного аппарата.

100%  семей заметили положительную динамику в развитии своих детей.

Этапы внедрения практики

Занятия с детьми раннего возраста проводятся в групповой форме с одним из родителей (2-4 ребенка).

Формирование групп осуществляется на основе индивидуальных и физических возможностей ребенка.

Частота занятий 1 раз в неделю.

Длительность занятия 40 мин.

Структура реабилитационного занятия в бассейне строится по классической схеме:

- подготовительная часть

 – специальные упражнения с применением вспомогательных средств;

- основная часть - применяется дозированное плавание различными способами;

- заключительная часть

 – упражнения на расслабление.

Во время занятия специалист направляет движения и дает рекомендации, которые выполняются родителем.

Социальная значимость практики

Среди детей отмечается положительная динамика в развитии навыков моторики (укрепляется верхний плечевой пояс, улучшаются навыки крупной моторики: лучше держать голову, начинают сгибать и выпрямлять руки, улучшаются навыки хождения). В области социального взаимодействия дети больше проявляют интерес к окружающим людям, чаще инициируют взаимодействие со взрослым, становятся более яркими ответные эмоциональные реакции, снижается уровень проявления агрессивного поведения.

Родители стали отмечать положительную динамику в психофизическом развитии своих детей. 

Ресурсное обеспечение практики

Бассейн

Резиновые игрушки

Мячи разного размера

Доски для плавания

Аквапалки (нудл)

Обручи гимнастические

Организации партнёры

  • Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области «Великолукская детская городская больница»
  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Приложения

Визуальное представление практики

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
ГБУСО Псковской области «Pеабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Адрес (юридический или фактический):
Псковская обл., г.Великие Луки, Октябрьский пр-т, д.11
Руководитель организации:
Слотина Маргарита Николаевна
Контактное лицо:
Балохина Ирина Александровна, Тэрс Римма Раймондовна, Арефьева Анна Юрьевна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: