География реализации практики
Брянская область, город Жуковка, улица Парковая, дом 2; Брянская область, Жуковский район, деревня Косилово, улица Матреновская, дом 2а
Период внедрения практики
9 месяцев (с 01.09.2023 по настоящее время)
Целевые группы
Воспитанники, родители и сотрудники отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Жуковского района»
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Адаптация ребенка в новой для него обстановке, повышение роли семьи в воспитании ребёнка, создание необходимых условий для развития доверительных отношений, обеспечение целостного развития личности.
Цель практики
Приобщение детей к семейным традициям
Задачи практики
1. Формирование представления детей о семье
2. Воспитание уважительного отношения ко всем членам семьи
3. Знакомство с элементарными традициями семьи
4. Духовное, интеллектуальное обогащение детей
5. Формирование нравственных ценностей
Краткое описание практики
Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. Семья – это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта была обусловлена выше перечисленными факторами.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в школе педагогических условий, способствующих духовному воспитанию в полной мере. Формировать семейные традиции и ценности у детей из неблагополучных семей можно через разнообразные формы и методы: беседы, семейные вечера, конкурсы, семейные коллажи, семейные праздники.
Социальные результаты
Участвуя в мероприятиях по приобщению к семейным традициям, воспитанники отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром приобретают ряд практических навыков, необходимых в их повседневной жизни:
- Дети овладеют понятием семья, род, родословная, семейные традиции;
- Знают свои права и обязанности;
- Повысится уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях;
-Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально-нравственный климат в семье и отделении;
- Сформируются духовно-нравственные качества как основа гармоничного развития личности ребенка;
- Улучшится эмоциональное состояние ребенка, повысится самооценка.
Этапы внедрения практики
I. Мотивационно – организационный этап (сентябрь 2023 года):
1. Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта;
2. Определение целей и задач;
II. Познавательно-моделирующий этап (октябрь 2023 года):
1. Изучение реальных возможностей;
2. Составление детального плана работы;
3.Определение обязанностей и их распределение.
III. Практический этап (2023 года по настоящее время):
1. Организация совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей;
2. Создание видеоклипов и фотоколлажей об этапах реализации проекта с размещением на страницах сайта и социальной сети «ВКонтакте» ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Жуковского района»
IV. Рефлексивный. Подведение итогов деятельности.
Социальная значимость практики
Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным). Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Одним из факторов способствующих тому, чтобы семья была здоровой и крепкой, и смогла полноценно подготовить ребенка к будущей жизни, является важно присутствие и соблюдение семейных ценностей и традиций.
Анализ современной ситуации показывает, что для тех, кто воспитывается в неблагополучных семьях, становится сложным создание своей собственной, психологически здоровой семьи. Хотя это для них – мечта, одна из самых заветных. По сравнению со своими сверстниками, воспитывающимися в полных, счастливых, здоровых, с психологической точки зрения семьях, дети из таких семей чаще всего оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить ее.
Каждый из нас должен понимать, что семейное воспитание закладывает основы формирования личности ребенка.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт и официальная группа в ВКонтакте. Для реализации практики большую роль играет наличие профессионального кадрового обеспечения. Специалисты Отделения владеют приемами мотивации для привлечения родителей с детьми к участию в мероприятиях. Для информирования используются буклеты, разрабатываются наглядные пособия, игры, презентации. Для родителей разработаны методические рекомендации и буклеты по организации совместной деятельности с детьми и планированию семейного досуга. Имеется транспорт.
Организации партнёры
- - ГКУ «Центр занятости населения Жуковского района»; - МАУ «ЦФКИС Десна» ; МБУК «Жуковский культурно – досуговый центр» ; ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница»; МБОУ Гришино- слободская СОШ