География реализации практики
ГО «Котлас», Котласский муниципальный район Архангельской области
Период внедрения практики
12 месяцев (с 23 октября 2023 г. по настоящее время)
Целевые группы
Школьники старшего школьного возраста (учащиеся 8-11 классов), в том числе состоящие на учете ГБКУ АО «Котласский центр помощи семье и детям «Маяк»
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Потребность в информировании об актуальных и востребованных профессий на рынке труда. Потребность в психолого-педагогической поддержке в профессиональном самоопределении. Потребность в определении личных качеств для выбора профессии.
Цель практики
Формирование у школьников профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей в современном социально-экономическом пространстве.
Задачи практики
- Расширение и углубление представления о различных профессиях;
- Способствование осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей;
- Ознакомление учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
- Изучение интересов, потребностей и склонностей участников программы;
- Формирование положительного отношение к труду;
- Научить анализировать свои возможности и способности;
- Способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.
Краткое описание практики
Субъект программы
Формат:
- 5 групповых занятия на базе Центра;
- 5 экскурсий на производство;
- Индивидуальная консультация для каждого участника программы и законного представителя (по необходимости).
Продолжительность цикла: в течение 2,5-3 месяцев.
Периодичность: еженедельно.
Количество участников: до 10 человек в группе.
В программе: диагностика профессиональных склонностей на основе изучения личности; занятия в группе, где мы рассказываем о профессиях будущего, дискутируем в преимуществах и недостатках возможной занятости, выявляем составляющие успешной самореализации, участвуем в играх. И самое интересное – путешествуем по предприятиям и организациям города, чтобы побывать в рабочей атмосфере и ощутить на себе тот или иной вид деятельности. Ребята лично общаются с руководителями предприятий, бизнесменами города. В нашем экскурсионном маршруте уже более 15 организаций нашего города. Также после курса каждый участник и его родители могут получить индивидуальную консультацию педагогов и персональную помощь в планировании профессионального будущего.
Социальные результаты
При реализации практики получены следующие социальные результаты:
- повышение уровня знаний о мире профессий;
- выявление первых профессиональных предпочтений участников программы, позволяющих им сделать обдуманный выбор будущей профессии;
- ориентация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Таким образом, программа комплексно решает задачи профессионального самоопределения за счет планирования будущего, обучает школьников мыслить стратегически, дает ощущение того, что человек управляет своей жизнью, что он сам закладывает фундамент собственных перспектив. При появлении конкретных и понятных целей, планировании этапов по их достижению, которые сопровождаются поддержкой педагогов и родителей, у подростков снижается вероятность попустительского или безответственного отношения к своему будущему, вместо этого появляется вера в себя, и мотивация достигать.
Этапы внедрения практики
Подготовительный: разработка нормативно-правовых документов деятельности программы и заключение соглашения о сотрудничестве с организациями и предприятиями города.
Составление экскурсионных маршрутов и графика экскурсий.
Повышение квалификации специалистов организации.
Информационная кампания о деятельности дополнительной общеразвивающей программы
профессиональной ориентации школьников «Карта моих перспектив».
Основной: Реализация программы согласно плану.
Трансляция опыта на территории субъекта.
Заключительный: Мониторинг реализации и достижения планируемых результатов освоения программы, корректировка программы.
Социальная значимость практики
Вопрос профессионального самоопределения связан со сферой личностной самореализации, поэтому выбор профессии является одним из главных в жизни человека. За всю жизнь можно расти в одном деле, а можно сменить несколько профессий. Но каждый взрослый понимает, как важно не ошибиться, не упустить и не потратить время. Работа занимает существенную долю времени в жизни человека, характер занятости напрямую влияет на степень удовлетворенности жизнью, которая, в свою очередь, связана с эмоциональным и психическим благополучием личности. Зрелый, реализованный человек способен создавать и строить конструктивные отношения, растить детей, жить полной жизнью.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт и официальная группа в ВКонтакте. Для реализации практики большую роль играет наличие профессионального кадрового обеспечения. Специалисты Центра владеют приемами мотивации для привлечения родителей с детьми к участию в программе. Для информирования используются буклеты, разрабатываются наглядные пособия, игры, презентации. Для родителей разработаны методические рекомендации и буклеты. Кабинет оснащен всем необходимым для занятий: мебель, телевизор, ноутбук, канцелярские принадлежности.
Организации партнёры
- Медицинский центр "МиГ"
- «Котласские электрические сети»
- Боулинг-центр «Апельсин»
- Котласское подразделение Северного учебного центра профессиональных квалификаций
- Котласский линейный отдел МВД России на транспорте
- Пожарно-спасательная часть №16 г. Котласа
- Котласский межрайонный следственный отдел СУ по АО и НАО
- МУК «Котласский КДК»
- Кадровый Центр по городу Котласу
- Отделение социальной защиты населения по Котласскому району
- Почта России
- представители различных профессий: фотограф, повар, бьюти-мастер, видеорежиссер, актер и другие