География реализации практики
Волховский и Выборгский муниципальные районы Ленинградской области
Период внедрения практики
с 2023 года по настоящее время
Целевые группы
Дети-инвалиды;
дети с тяжелыми множественными нарушениями развития;
дети с ограниченными возможностями здоровья;
дети раннего возраста (от 0 до 3 лет) с нарушениями в развитии или с высокой степенью риска появления нарушений;
родители (законные представители) детей целевой группы
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
1. Отдаленность сельских поселений от учреждения.
2. Отдельные территории, которые не имеют транспортного сообщения.
3. Отсутствие у родителей знаний, умений и навыков, необходимых в процессе ухода за ребенком, а также его развития.
4. Низкий уровень информированности семей в вопросах реабилитации и абилитации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
5. Невозможность приобретения реабилитационного, игрового и другого оборудования для использования в домашних условиях, в том числе некомпетентность в выборе.
6. Низкая социальная активность детей – инвалидов и их родителей.
Системность, непрерывность реабилитационного процесса.
Цель практики
Обеспечение доступности и непрерывности реабилитации и абилитации детей-инвалидов в
домашних условиях
Задачи практики
Нормативное и организационное обеспечение создания и деятельности специализированной социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр»
2. . Организация реабилитационного и коррекционно-развивающего пространства и проведение комплексной реабилитации детей – инвалидов в домашних условиях
3. Внедрение инновационных социальных практик, методов и технологий для обеспечения реализации краткосрочных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
4. Организация работы с родителями (законными представителями), а также ближайшим социальным окружением детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Информирование представителей целевых групп о возможности получения услуг на дому в рамках социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр». Публичное представление результатов деятельности службы.
6. Повышение уровня профессиональной компетенции специалистов, оказывающих реабилитационные услуги детям
Краткое описание практики
Комплексное обследование ребенка и диагностика его семейного окружения позволяет выявить необходимые потребности семьи, обозначить имеющиеся трудности и поставить реабилитационные задачи. Одной из важнейших задач реабилитационной диагностики является измерение «дистанции» между реализацией реабилитационного потенциала ребёнка-инвалида в конкретных условиях жизнедеятельности и потенциальной способностью реализовать реабилитационный потенциал при условии максимально возможной компенсации (восстановления) нарушенных функций, ликвидации препятствующих факторов/барьеров, использованию облегчающих факторов. На основе предполагаемой вероятности такой реализации реабилитационного потенциала формируется реабилитационный прогноз.
Для проведения комплексных реабилитационных мероприятий созданы междисциплинарные бригады, в состав которых, вошли специалисты различных профилей: врач-педиатр, учитель-дефектолог, логопед, инструктор по лечебной физкультуре, педагог-психолог, медицинская сестра, специалист по работе с семьей, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе.
Организованы выезды междисциплинарных бригад для оказания комплекса услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями и детям раннего возраста, не имеющим возможности посещения отделения социального обслуживания детей-инвалидов ЛОГБУ «Волховский КЦСОН «Береника», родители обучены правильному использованию полученного оборудования. Специалисты определили потребности семей, дали оценку среды, в которой живет семья и ребенок-инвалид, уровня материальных возможностей, уровень стресса, который переживают родители, особенности взаимоотношений в семье.
В рамках Проекта на базе 12 сельских поселений и 3 городских поселений проведены 5 информационно-просветительских акций. Целью является обучение родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья взаимодействию со своими детьми. Организованы консультации врачей, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, обучающие практикумы.
На сайте ЛОГБУ «Волховский КЦСОН «Береника» создана страница для консультирования родителей через интернет. В акциях приняли участие не менее 70 жителей Волховского муниципального района; обучено методам и приемам ухода за ребенком-инвалидом 60 родителей.
На основе результатов диагностики, проведенной специалистами учреждения, а также ИПРА, предоставленной родителями на каждого ребенка разработана индивидуальная программа развития. Разработано «Положение о домашнем микрореабилитационном центре», необходимая документация для контроля и учета проводимых мероприятий.
Для обеспечения реабилитационной среды в домашних условиях организована работа пункта проката средств реабилитации, игрового и обучающего оборудования, диагностических приборов для использования в домашних условиях.
В процессе реализации проекта использовано оборудование, находящееся на балансе учреждения, а также оборудование, приобретенное за счет средств гранта. Оборудование выдано в семьи во временное пользование через пункт проката учреждения, на основании договора безвозмездного временного пользования. Помимо установленного оборудования на дому, активно используется переносное оборудование, применяемое в курсовом регламенте. Создана рабочая группа по управлению проектом с участием представителей организаций – соисполнителей, волонтеры обучены методам и приемам работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.
Социальные результаты
1) повышение качества жизни семей с детьми-инвалидами,
2) повышение грамотности родителей, обучение навыкам ухода за детьми-инвалидами,
3) обеспечение непрерывности реабилитационного процесса с целью достижения положительных рещультатов
Этапы внедрения практики
1. Предварительный. Нормативное и организационное обеспечение создания и деятельности специализированной социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр».
1.1 Создание и организация деятельности рабочей группы по управлению проектом и его
реализации - 2023-2024 г.
1.2. Организация и открытие специализированной социальной службы «Домашний
Микрореабилитационный центр» на базе ЛОГБУ«Волховский КЦСОН«Береника»
июль 2023-август 2023.
1.3. Формирование целевой группы и разработка индивидуальных планов работы с детьми и семьей, июль-октябрь 2023,январь 2024- июль 2024;
1.4. Создание и деятельность мобильной междисциплинарной бригады специалистов июль 2023- октябрь 2024.
1.5. Подготовка волонтеров к взаимодействию с детьми целевой группы и участию в мероприятиях проекта
1.6. Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, оказывающих реабилитационные услуги детям.
1.6.1 Повышение квалификации специалистов, работающих с целевой группой.
1.6..2. Участие в обучении на базе стажировочных площадок Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, соответствующему направлению
внедряемой социальной практики.
1.6.3 Организация сетевого профессионального взаимодействия специалистов.
2. Практический. Организация реабилитационного и коррекционно – развивающего пространства и проведение комплексной реабилитации детей –
инвалидов в домашних условиях.
2.1 Организация работы пункта проката и использование оборудования в домашних условиях
2.2 Организация реабилитационной развивающей среды в домашних условиях
2.3 Проведение медико - психолого- педагогической диагностики детей целевой группы, постановка цели, разработка краткосрочных индивидуальных программ
2.4 Осуществление реабилитационных мероприятий в
домашних условиях
2.5 Мероприятия по социокультурной реабилитации детей целевой группы
2.6. Внедрение инновационных социальных практик, методов и технологий для обеспечения реализации краткосрочных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья ( технология «Домашнее визитирование», интерактивная «Кейс – технология», использование методов биоакустической коррекции, микрополяризации, музыкотерапии), игровые технологии.
2.7. Организация работы с родителями (законными представителями), а также ближайшим социальным окружением детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.7.1. Мероприятия по проведению информационно- просветительских акций
2.7.2. Проведение обучающих мероприятий для родителей целевой группы проекта
2.7.3. Дистанционное сопровождение реабилитационного процесса специалистами учреждения. Работа онлайн платформы для консультаций и реабилитационных занятий
2.7.4. Психологическая помощь и консультирование семей.
3. Обобщающий. Публичное представление результатов деятельности службы.
3.1. Информирование представителей целевых групп о возможности получения помощи в рамках социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр».
3.2. Разработка и распространение информационных и методических
материалов по вопросам реабилитации и абилитации детей- инвалидов в домашних условиях.
3.3. Выпуск и распространение итогового информационно- методического сборника.
3.4. Проведение итоговой конференции
3.5. Статьи в средствах массовой информации о ходе и результатах реализации проекта
Социальная значимость практики
Деятельность службы «Домашний микрореабилитационный центр» обеспечивает доступность и непрерывность реабилитационного процесса для детей-инвалидов, не имеющих возможность посещать реабилитационные учреждения. Позволяет снизить дефицит общения ребенка, имеющего инвалидность, исключает изоляцию детей данной категории в социуме, даёт возможность самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия и обучения навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения.
Представленная практика позволяет непрерывно оказывать содействие в получении всесторонней помощи семьям, нуждающимся в социальном сопровождении, обеспечивает семьям доступность комплексной реабилитации и абилитации, позволяет осуществлять профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость детей в реабилитации в стационарных условиях.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы (в каждом учреждении):
9 штатных единиц: врач-педиатр, учитель-дефектолог, инструктор по лечебной физкультуре, педагог-психолог, специалист по работе с семьей, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе, медицинская сестра физиотерапевтического лечения.
Материально-технические ресурсы:
Наличие хорошо оборудованных помещений: групповые комнаты для детей, пищеблок, столовая, медицинский кабинет, кабинет физиотерапевтического лечения, зал лечебной физкультуры, музыкальный зал, зал механотерапии, зал кинезотерапии, сенсорная комната, трудовые мастерские, кабинеты специалистов, пункт проката технических средств реабилитации, кабинеты учителя – дефектолога, логопеда, педагога – психолога. Кабинеты оснащены необходимыми для проведения занятий реабилитационными средствами и оборудованием: световые модули рисования песком, тактильно – развивающие панели, интерактивные доски, парты, дидактический материал «Монтессори», тренажеры, аппараты физиотерапевтического лечения, «сухой бассейн» и другое,
Имеется в наличии специализированный автотранспорт Ford.
Информационные ресурсы:
Официальный сайт организации:
https://berenika-volkhov.ru/
https://social-vbg.ru/
Методические ресурсы:
Наличие разработанных программ, дидактических игр, пособий, демонстрационного материала, конспектов занятий.
Организации партнёры
- ГБУЗ «Волховская межрайонная больница»
- ЛРОО «Лепестки добра»
- Общественная организация «Союз женщин России»
- Комитет по образованию администрации Волховского муниципального района
- Волховская районная организация ЛОО ООО ВОИ