География реализации практики
город Надым, поселки Надымского района: Пангоды, Правохеттинский, Лонгьюган, Приозерный, Ягельный, Заполярный, село Ныда, Кутопьюганское сельское поселение
Период внедрения практики
С 01.07. 2023 года - 31.10.2024 года
Целевые группы
Дети-инвалиды с тяжелыми нарушениями в развитии, дети-инвалиды, проживающие в отдаленных поселках Надымского района, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ), родители, опекуны, попечители и другие лица, непосредственно связанные с детьми целевой группы проекта.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В настоящее время семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с рядом проблем, препятствующим обеспечению непрерывного процесса комплексной реабилитации ребенка:
- отдаленность места проживания семьи от социальных и реабилитационных учреждений;
- низкий уровень информированности семей в вопросах реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- тяжелое материальное положение, затрудняющее приобретение необходимого реабилитационного оборудования, а также игрового и другого оборудования и инвентаря для использования в домашних условиях;
- низкая мотивированность родителей (законных представителей) на выполнение реабилитационных мероприятий в связи с эмоциональным выгоранием;
- низкая социальная активность детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей).
Существующие проблемы делают район социально не привлекательным для проживания семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, вынуждая часть из них к переезду.
Создание социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр «Перспектива» способствует повышению качества, доступности и непрерывности реабилитационного процесса для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; оказанию помощи и поддержки в успешной социальной адаптации семьи, воспитывающей такого ребенка, координации деятельности специалистов, оказывающих социальные услуги семье; обучению родителей и лиц, осуществляющих уход за ребенком.
Цель практики
Повышение качества жизни, обеспечение доступности и непрерывности реабилитационных услуг для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития, детей-инвалидов, проживающих в отдаленных поселках района (в том числе детей- инвалидов раннего возраста), не имеющих возможности регулярно посещать учреждения социального обслуживания.
Задачи практики
1.Нормативное и организационное обеспечение создания и деятельности специализированной социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр».
2.Организация реабилитационного и коррекционно-развивающего пространства в домашних условиях. Подготовка специалистов.
3.Внедрение инновационных социальных практик, методов и технологий для обеспечения реализации краткосрочных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Организация работы с родителями (законными представителями), а также ближайшим социальным окружением детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Информирование представителей целевых групп о возможности получения помощи в рамках социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр». Публичная представленность результатов деятельности службы.
6. Распространение положительного опыта организации деятельности социальной службы «Микрореабилитационный центр».
Краткое описание практики
Создание социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр «Перспектива» для повышения доступности и непрерывности реабилитации детей-инвалидов и предоставление поддержки семьям, воспитывающим ребенка-инвалида с ТНР и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, проживающих в отдаленных поселках.
Социальные результаты
Реализация практики направлена на достижение следующих социальных результатов:
- увеличение числа детей-инвалидов, получивших помощь на базе микрореабилитационных центров;
- увеличение числа детей с инвалидностью, у которых улучшились показатели развития в ходе реализации индивидуально ориентированных программ на базе микрореабилитационных центров;
- увеличение объема реабилитационных услуг, оказанных в домашних условиях семьям, воспитывающим детей с инвалидностью;
- увеличение количества родителей (законных представителей), прошедших обучение по вопросам реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их воспитания, развивающего ухода и другим вопросам;
- повышение качества жизни детей-инвалидов, в том числе детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (улучшение эмоционального фона с негативного или нейтрального на позитивный; повышение познавательной активности; формирование основных жизненных компетенций и собственной активности детей, в том числе коммуникативных навыков);
- повышение доступности реабилитационных услуг и обеспечение непрерывности реабилитационного процесса;
- повышение реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов;
- повышение эффективности взаимодействия органов и организаций, оказывающих помощь детям-инвалидам и детям с ОВЗ и родителям, их воспитывающим;
- повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов учреждений на базе профессиональной стажировочной площадки Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах реабилитации и абилитации детей с инвалидностью, их воспитания и ухода.
Этапы внедрения практики
Этапы внедрения практики
1 этап – выявление семей;
2 этап – консультативно-диагностический;
3 этап – создание индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы с учетом запроса родителей и по результатам диагностики;
4 этап – реализация индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы (проведение индивидуальных или групповых (в небольшом составе) коррекционно-развивающих занятий);
5 этап – аналитико-оценочный (подведение итогов реабилитационного процесса, составление характеристик и рекомендаций по дальнейшему развитию ребенка).
Социальная значимость практики
Практика направлена на решение проблем не только детей-инвалидов и детей с ОВЗ, но и их родителей. Как показывает опыт в данной сфере проблемы семей, воспитывающих детей с особыми нуждами, чаще всего рассматривались исключительно в отношении самого ребенка. Работа с родителями таких детей ограничивалась консультациями по вопросам обучения, ухода и воспитания ребенка, но при этом упускалось из внимания эмоциональное состояние самих родителей, их внутренние ресурсы, непосредственно влияющие на общую семейную атмосферу, готовность принимать особенного ребенка и быть с ним рядом.
Реализация проекта в условиях «Домашнего микрореабилитационного центра «Перспектива» позволит специалистам осуществить коррекционный подход, ориентированный как на ребенка с особыми нуждами, так и на родителей, что способствует развитию коммуникативных, эмоционально-волевых, когнитивных, мотивационно-ценностных, поведенческих особенностей личности ребенка и его родителей, позволяет сплотить семью в преодолении возникших проблем. В целом, реализация практики, содействует снижению социального сиротства детей с особенностями развития.
Ресурсное обеспечение практики
Для реализации практики обеспечены кадровые, материально-технические ресурсы, в том числе приобретение специализированного оборудования осуществлено за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Кадровые ресурсы обеспечиваются путем организации деятельности междисциплинарной команды, в которую входят: врач-педиатр, врачи узкой специализации, инструктор по лечебной физкультуре, медицинская сестра по массажу, социальный педагог, специалист по социальной работе, педагог-психолог и учитель-логопед.
В работе с детьми используется следующее оборудование: аппаратный комплекс «Корвит»; балансировочная доска Бильгоу, мозжечковая стимуляция; набор специализированных столовых приборов; гамак для аутистов (Соволёт); тренажер ходьбы инвалидов (ходунки) Динамический; тренажеры для разработки верхних и верхних конечностей;
опоры для стояния и сидения; массажные кушетки, фитболы, а также различные диагностические, коррекционный материалы и др.
Организации партнёры
- Управление социальных программ Администрации Надымского района
- Департамент образования Администрации Надымского района
- МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды»
- ГБУЗ ЯНАО «Надымская Центральная районная больница»