География реализации практики
Тазовский район: с. Антипаюта, с. Гыда, п. Тазовский, с. Газ-Сале.
Период внедрения практики
Июль 2023 года - октябрь 2024 года
Целевые группы
Дети-инвалиды, дети с ОВЗ, дети раннего возраста (от 0 до 3 лет) с нарушениями в развитии или с высокой степенью риска появления нарушений, родители, воспитывающие детей-инвалидов, их ближайшее окружение
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Тазовский район является труднодоступной территорией ввиду удаленности от крупных населенных пунктов, где семьи с детьми-инвалидами могли бы проходить курс восстановительной реабилитации. В Тазовском районе отсутствует железнодорожное и авиационное сообщение, что значительно затрудняет транспортировку детей с тяжелыми формами инвалидности к местам прохождения реабилитации. А жители отдаленных населенных пунктов района Гыда и Антипаюта, имеющие с районным центром Тазовский только авиасообщение (вертолет) по очень высокой стоимости, не имеют возможности проходить курсы реабилитации. В силу особенностей быта и жизни коренных малочисленных народов Севера семьи с детьми-инвалидами не могут выехать на реабилитацию по причине ведения традиционных видов хозяйствования (наличие поголовья оленей, традиционные промыслы, трое и более детей в семье)
Цель практики
Целью деятельности специализированной социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр «Брусничка» (далее - микрореабилитационный центр) является организация непрерывного реабилитационного процесса, социальной адаптации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучение родителей (законных представителей) использованию реабилитационного оборудования и повышение их компетентности в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей, в том числе в отдаленных поселениях Тазовского района
Задачи практики
1. Нормативное и организационное обеспечение деятельности микрореабилитационного центра.
2. Организация реабилитационного и коррекционно-развивающего пространства в домашних условиях. Подготовка специалистов.
3. Внедрение инновационных социальных практик, методов и технологий для обеспечения реализации краткосрочных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Увеличение численности детей целевой группы, получивших комплексную реабилитацию.
5. Организация работы с родителями (законными представителями), а также ближайшим социальным окружением детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Организация работы с целевой группой детей (разработка индивидуального графика посещения и индивидуальных программ предоставления социальной услуги).
7. Информирование представителей целевых групп о возможности получения помощи в рамках деятельности микрореабилитационного центра.
Краткое описание практики
Реализация проекта предполагает проведение интенсивных курсов реабилитации в домашних условиях детей-инвалидов с использованием нового оборудования и участия квалифицированных специалистов, освоивших, благодаря средствам гранта, новые технологии и методы работы. Уникальной идеей проекта являются запланированные выезды в отдаленные и труднодоступные населенные пункты Тазовского района, что ранее не осуществлялось. Возможность получить комплекс услуг появится у маленьких жителей сел Антипаюта и Гыда, куда доехать возможно только вертолетом.
Социальные результаты
Самым главным результатом реализации проекта станет прохождение курса реабилитации не менее 35 детьми-инвалидами, охват родителей составит не менее 50 человек. Курс повышения квалификации пройдут 5 специалистов. Будет приобретено новое современное реабилитационное оборудование, которое ранее не использовалось в нашем районе. Будет совершено не менее 3 выездов в отдаленные населенные пункты Тазовского района.
Этапы внедрения практики
1.Организация реабилитационного и коррекционно-развивающего пространства в домашних условиях. Подготовка специалистов
2. Внедрение инновационных социальных практик, методов и технологий для обеспечения реализации краткосрочных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
3. Организация работы с родителями (законными представителями), а также ближайшим социальным окружением детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Социальная значимость практики
В рамках проекта планируется создать условия для беспрепятственного получения социально-реабилитационных услуг целевой группой в привычной для них обстановке, а также осуществить выезды мобильной бригады в отдаленные населенные пункты Тазовского района
Ресурсное обеспечение практики
Финансовое: центром «Забота» за последние два года приобретено реабилитационное, медицинское, развивающее, физиотерапевтическое, сенсорное оборудование для более качественного оказания социальных услуг населению на сумму более 3 млн. рублей. Более 20 специалистов прошли курсы повышения квалификации по направлению деятельности: педагоги-психологи, социальный педагог, медицинский персонал, специалисты по социальной работе, социальные работники. Педагоги получили знания в сфере оказания ранней помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет, освоили методики диагностики малышей, а также метод педагогики М.Монтессори.
Кадровое: при реализации проекта будет задействован кадровый потенциал центра «Забота»: педагог-психолог, логопед, социальный педагог, воспитатель, инструктор ЛФК, инструктор по трудовой терапии, медицинская сестра, специалисты по социальной работе, социальные работники, прошедшие в текущем году курсы повышения квалификации.Материально-техническое: автомобиль учреждения, специально приспособленный для транспортировки людей с инвалидностью, реабилитационное оборудование, пункт проката технических средств реабилитации
Организации партнёры
- ГБУЗ ЯНАО «Тазовская Центральная районная больница»
- ГАУ социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Егорьевский»
- МБУ «Молодежный центр»