География реализации практики
Московский район г. Чебоксары, Чувашская Республика
Период внедрения практики
1 сентября 2024 года - 31 декабря 2025 года
Целевые группы
- 10 несовершеннолетних в возрасте 10-14 лет, проживающих в Московском районе г. Чебоксары и состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав за совершение правонарушений; - дополнительная целевая группа: 10 студентов ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», имеющих активную жизненную позицию - потенциальные наставники в рамках проекта
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В Московском районе г. Чебоксары остается проблемной ситуация с подростковой преступностью. Предыдущий 2023 год и первое полугодие 2024 года показал некоторое снижение количества подростков, совершивших преступления: https://vk.com/wall-176987254_9743; https://mosk.cap.ru/news/2023/10/23/v-cheboksarah-podrostkovaya-prestupnostj-snizilasj. Согласно статистическим данным, предоставленным БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии, в 2021 году на учете в КпДНиЗП администрации Московского района и на социальном сопровождении Семейного МФЦ стояли 112 подростков, в 2022 - 90 подростков, в 2023 году - 83 подростка. Однако остается достаточно высоким количество правонарушений поведенческого характера - 60% (совершение антиобщественных действий): https://disk.yandex.ru/edit/d/ZvcwW0JYnufEuHu82V01YSPegnqahzm72s0qoIz-cKg6OTJHZXB5UFBzdw. Одной из причин, ведущей к противоправному поведению поведенческого характера, по мнению многих российских экспертов, является неудовлетворение в полной мере одной из основных потребностей подростка - потребности общения: https://dzen.ru/a/Ye45hbYBmn0-HIhj. В качестве подтверждения данного факта в 1 полугодии 2024 года совместно с психологами Семейного МФЦ г. Чебоксары с 40 подростками-правонарушителями в возрасте от 10-14 лет была проведена консультативная беседа «Мой круг общения» (методика Т. Ю. Андрущенко, позволяющая выявить дефицит в общении у подростков). Были получены следующие результаты: недостаток внимания и заботы со стороны своей семьи испытывают 60% опрошенных, испытывают трудности в построении взаимоотношений со сверстниками - 45%, с педагогами и другими значимыми взрослыми - 76% опрошенных. Таким образом, даже находясь на сопровождении в учреждении социального обслуживания, эти дети получают квалифицированную помощь специалистов, но у них сохраняется потребность в эмоциональном тепле и общении. Именно эту потребность в эмоциональном тепле и заботе возможно реализовать, по нашему мнению, за счет регулярного общения и выстраивания личных отношений с подростков с волонтерами - студентами одного из основных ВУЗов Чувашской Республики в рамках международной технологии «Старший брат - старшая сестра». Данная практика Минтрудом Чувашии включена в план основных мероприятий по проведению в Чувашской Республике в 2024 году Года семьи: https://xn--21-6kci4ddh.xn--p1ai/doc/laws/2024/02/01/disposal-99-r. Стратегия взаимодействия всех участников и социальных партнеров в мае 2024 года обсуждалась в ходе межрегиональной конференции «Психолого-педагогическое сопровождение семей». Участвующие в конференции студенты ЧГПУ имени И. Яковлева, социально активные, имеющие опыт волонтерской деятельности, поддержали идею разрабатываемого проекта. Также идея была поддержана и со стороны родителей и подростков-правонарушителей. Рассчитав финансовые, временные и кадровые ресурсы, решено включить в работу 10 подростков и 10 студентов: https://cheb-det-centr.soc.cap.ru/press-centr/2024/05/16/v-chuvashii-proshla-mezhregionaljnaya-konferenciya; https://mintrud.cap.ru/news/2024/05/15/v-chuvashii-proshla-mezhregionaljnaya-konferenciya.
Цель практики
Объединение социальных служб и студенческого сообщества г. Чебоксары по оказанию несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, помощи в социализации и профессиональной ориентации посредством создания на базе Семейного многофункционального центра профи-парка «Диалог с подростком»
Задачи практики
1. Создание комфортного коворинг пространства профи-парка, свободного для посещения несовершеннолетних и наставников целевой группы. 2. Повышение профессиональных компетенций студентов, работающих с основной целевой группой. 3. Вовлечение несовершеннолетних в новые формы организованного досуга, стимулирующего выработку социально одобряемого поведения, получение опыта самостоятельной социально значимой деятельности. 4. Публичное представление результатов проекта
Краткое описание практики
Проект «Диалог с подростком» - это тиражирование известной волонтерской практики «Старший брат, старшая сестра» (г. Санкт-Петербург), направленной на оказание молодыми добровольцами поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а в нашем случае детям, находящимся в конфликте с законом. Основная идея - оказание одним молодым волонтером индивидуальной поддержки одному конкретному подростку целевой группы в течение длительного времени (до одного года). Поддержка осуществляется посредством общения и построения доверительных отношений между волонтером и подростком. Волонтер («старший брат» или «сестра») берет на себя обязательство регулярно, не менее двух-трех часов в неделю, проводить время совместно с подростком («младшим братом» или «сестрой»). Совместное проведение времени может включать: профориентационные занятия по интересам в профи-парке БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии («Робототехника», «Мультипликация», «Юный блогер», «Звукорежиссура», «Виртуальная реальность»), проведение творческих мероприятий на базе Детской библиотеки имени А. Гайдара, посещение организаций культуры, познавательные экскурсии, участие в социально ориентированных мероприятиях г. Чебоксары и многое другое. Основные участники процесса: - кураторы - специалисты БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии, преподаватели ЧГПУ имени Яковлева, которые работают с волонтерами-наставниками, создают индивидуальный план, отбирают и готовят наставников, отбирают наставляемых, осуществляют сопровождение сформированных пар, оценивают эффективность работы, ведут необходимую документацию; - «старшие братья» / «старшие сестры» - студенты 3-4 курсов ЧГПУ имени Яковлева, которые готовы помочь подросткам в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, мотивируют к профессиональной ориентации, учат самостоятельности в бытовых вопросах и в принятии решений, помогают реализовывать личностный потенциал путем перехода на иной уровень знаний, жизненных навыков, мышления и сознания. Следует подчеркнуть, что в задачи «старших братьев/сестер» не входит оказание подростку профессиональной помощи, то есть они не замещают специалистов и не выполняют их работу. В то же время, деятельность волонтеров требует четкого понимания своей роли и ответственности, умения соблюдать правила, наличия навыков общения с детьми, базовых знаний в области психологии развития, педагогики. Для успешной реализации задач подбираются пары на основе схожести психологических характеристик, профессиональных интересов и увлечений; - «младшие братья» / «младшие сестры» - подростки 10-14 лет, проживающие на территории Московского района г. Чебоксары, состоящие на учете в КпДНиЗП за совершение правонарушений. Основным критерием включения ребенка в работу является наличие у него таких проблем, как недостаток общения (включая недостаток общения с взрослыми), трудности в социальной адаптации, девиации в поведении, низкая самооценка, недостаток эмоционального тепла и поддержки и пр.
Алгоритм работы в парах: 1. Отбор и подготовка «старших братьев» и «старших сестер» - тестирование и собеседование с куратором на базе ВУЗа. 2. Отбор и подготовка «младших братьев» и «младших сестер» - подготовка несовершеннолетних и их законных представителей к участию в проекте на базе БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии. Обязательным условием участия в проекте является добровольное согласие подростка и его законных представителей, полученное на основе полной и достоверной информации. 3. Формирование пар «волонтер - несовершеннолетний». Формирование пар осуществляется на основе схожести психологических характеристик, увлечений, профориентационных интересов и личных пожеланий «старшего» и «младшего» участников проекта. 4. Работа в парах. 5. Сопровождение сформированных пар. Роль «старшего брата» или «сестры» требует от волонтера большого личного вклада и эмоциональных затрат. По мере того, как выстраиваются отношения между волонтером и подростком, могут возникать трудности. Также, сопровождение пар необходимо для исключения случаев нарушения прав несовершеннолетнего или иных злоупотреблений со стороны участников проекта. 6. Мониторинг и оценка эффективности. Частично, задача мониторинга решается за счет сопровождения пар и проведения регулярных супервизий для волонтеров. Однако помимо этого будут использоваться дополнительные инструменты оценки, которые позволят получить обратную связь и измерить эффективность проекта для каждого участника целевой группы проекта.
Социальные результаты
- отсутствие у несовершеннолетних целевой группы пропусков учебных занятий без уважительной причины (убеждение наставляемого в необходимости получения образования и дальнейшего трудоустройства, формирование ответственности, самостоятельности, правовой нормативности через включение его в продуктивную социально значимую, профориентационную деятельность с целью получения опыта самостоятельной деятельности и повышения самооценки, осознания своей нужности и актуальности); - организованная досуговая занятость по интересам (например, занятия в профи-парке БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии, проведение «Дня открытых дверей» в Семейном МФЦ для подростков г. Чебоксары с демонстрацией профи-парка, клубной деятельности, возможностей для самореализации подростков, развития способностей, включение в занятия организованными формами досуговой деятельности, обеспечение удовлетворения потребности несовершеннолетних в признании); - восстановленный социальный статус среди сверстников, в семье (например, проведение мастер-классов и определение ответственности наставляемых за конкретные дела с последующим подведением итогов и оценкой (позитивной), посещение семей, привлечение к участию вместе с несовершеннолетними в открытых мероприятиях, повышение реабилитационного потенциала семьи через награждение благодарственными письмами за помощь и воспитание сына (дочери); - отсутствие повторных правонарушений и преступлений, нарушений общественного порядка (организация занятости несовершеннолетних с целью отрыва от асоциальной среды и негативного влияния улицы, организация экскурсий и походов, встреч с интересными людьми, привлечение НКО, волонтеров-студентов); - достаточный уровень развития коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации (проведение дискуссий на злободневные темы, просмотры кинофильмов с последующим обсуждением, социальных и психологических игр, тренингов, соревнований, включение в добровольческую деятельность и оказание помощи нуждающимся, воспитание эмпатии, толерантности).
Этапы внедрения практики
Этапы работы: 1. Подготовительный этап: - формирование целевой группы; - разработка и утверждение нормативно-правовой базы; - создание материально-технической, информационной и методической базы; - развитие кадрового потенциала и повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов организаций-соисполнителей мероприятий проекта; - заключение межведомственных соглашений; - информационное сопровождения практики. 2. Основной (деятельностный) этап: - организация работы профи-парка с коворкинг-зоной для комфортного и неформального общения; - непосредственная деятельность в соответствии с алгоритмом работы в парах; - психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания, защиты прав и интересов детей; - проведение Дней открытых дверей; - мониторинг результатов. 3. Заключительный этап: - итоговый анализ эффективности реализации проекта; - распространение лучшего опыта реализации проекта
Социальная значимость практики
Главным социально значимым результатом проекта следует считать позитивную динамику снижения численности несовершеннолетних (в среднем 15% за год), состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Московского района г. Чебоксары, и как следствие решение проблем и потребностей основной целевой группы:
- формирование адекватной самооценки и позитивной «Я-концепции» у несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом;
- коррекция ценностных установок;
- формирование социально-правовой нормативности;
- появление интереса к познавательной деятельности, повышение учебной мотивации;
- формирование образа успешного будущего
Ресурсное обеспечение практики
бюджет проекта - 2217268,40 рублей, в том числе собственные средства - 32000,00 рублей, средства организаций-соисполнителей - 1236000,00 рублей. Основная ресурсная база - Семейный МФЦ г. Чебоксары
Организации партнёры
- Чувашское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд»
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Московского района г. Чебоксары
- Детский информационный центр им. А. Гайдара МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары»