География реализации практики
Брянская область
Период внедрения практики
Октябрь 2023г. по настоящее время (10 месяцев)
Целевые группы
Несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, их законные представители, кандидаты в опекуны и другие родственники.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Организация коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, направленной на профилактику семейного неблагополучия и возврат детей в родные семьи.
Цель практики
Восстановление детско-родительских отношений внутри семьи, помощь родителям (кандидатам в опекуны) и детям в решении юридических, психологических, педагогических, медицинских проблем.
Задачи практики
- Передача профессионального опыта и знаний от специалистов родителям
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения, реабилитации детей
- Организация условий, при которых раскрывается потенциал ребенка для получения новых знаний и умений
- Вовлечение ребенка в общение, обучение, труд с целью социализации и адаптации ребенка в обществе.
Краткое описание практики
Проведение совместных групповых занятий родителей с детьми, бесед, участие родителей и детей в мероприятиях, проведение деловых и ролевых игр, тренингов. Мониторинг показателей уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) занятиями, проведенными в рамках программы клуба «Погода в доме» по профилактике и коррекции семейного неблагополучия.
Социальные результаты
-Оптимизация детско-родительских отношений; - повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах семейного воспитания и по вопросам здорового образа жизни; - возрождение традиций семейного воспитания, приобщение к ведению здорового образа жизни; - оказание психолого-педагогической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций; - повышение уровня педагогической и правовой грамотности родителей.
Этапы внедрения практики
- Подготовительный: разработка нормативно-правовых документов деятельности клуба «Погода в доме».
- Повышение уровня квалификации специалистов организации.
- Информационная компания о деятельности нового семейного клуба.
- Основной. Практическая апробация деятельности семейного клуба на территории Карачевского района.
- Трансляция опыта на территории Карачевского района.
- Заключительный. Мониторинг реализации и достижения планируемых результатов деятельности семейного клуба, корректировка программы развития.
Социальная значимость практики
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни, в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и уважении. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными (сайт и официальная группа в ВКонтакте). Для реализации практики большую роль играет наличие профессионального кадрового обеспечения. Специалисты приюта владеют приемами мотивации для привлечения родителей с детьми к участию в работе клуба и в проектах. Для информирования используются буклеты, разрабатываются наглядные пособия , игры, презентации. Для родителей разработаны методические рекомендации и буклеты по организации совместной деятельности с детьми и планированию семейного досуга. Совместные занятия проводятся в кабинетах с использованием имеющегося для проведения коррекционных и реабилитационных занятий оборудования. Имеется транспорт.