География реализации практики
Ивановская область: г. Иваново и Ивановский муниципальный район
Период внедрения практики
с 2020 года — по настоящее время. С 2024 года модернизированный проект реализуется с сентября по май ежегодно.
Целевые группы
Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды в возрасте от 5 до 18 лет и их родители (законные представители)
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Трудности в социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в социуме.
Цель практики
Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов навыков, способствующих их активной адаптации и социализации в социуме.
Создание условий для формирования доверительных отношений в семье, способствующих гармонизации детско-родительских отношений посредством комплексного психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
Задачи практики
· - создание возможности для развития позитивных аспектов личности, формирование познавательной активности, вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в активную общественную деятельность с учетом интересов и способностей;
· - обучение родителей (взрослых членов семей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, методам развития личностного потенциала, профилактика эмоционального «выгорания» родителей посредством психологических занятий в родительском клубе «Диалог»;
· - формирование позитивного социального партнерства с волонтерами-наставниками как ресурса социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в обществе;
- укрепление детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Краткое описание практики
Программа состоит из 2х блоков:
1. 6 сегментов, которые реализуется на базе отделения:
· в виде индивидуальных и/или групповых развивающих занятий, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами;
· с помощью специалистов Центра и/или волонтеров-наставников;
· в рамках интерактивных и коррекционно-развивающих площадок;
· путем комбинирования в зависимости от психофизических особенностей участников.
1 сегмент: Интерактивная площадка «Домовёнок».
2 сегмент: Интерактивная площадка «Волшебная кисточка».
3 сегмент: Интерактивная площадка «Веселая мозаика».
4 сегмент: Интерактивная площадка «Волшебный сад».
5 сегмент: Коррекционно-развивающая площадка «Чувствуем, познаем, размышляем».
6 сегмент: Родительский клуб «Диалог».
Домашнее визитирование.
Социальные результаты
При реализации программы получены следующие социальные результаты:
- повышение количества семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, вовлеченных в реализацию проекта;
- повышение уровня социальной адаптации, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, участвующих в проекте;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и повышение благоприятности психологического климата в семьях, участвующих в проекте.
Этапы внедрения практики
Внедрен, реализуется. Осуществляется процесс тиражирования практики.
Социальная значимость практики
Актуальность реализации программы обусловлена увеличением в Ивановской области числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья. Перед обществом стоит острейшая проблема вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в социум, их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества. На родителей, воспитывающих таких детей, ложатся большие нагрузки в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Взрослые, как правило, испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, находятся в хроническом стрессовом состоянии. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им также необходимы психологическая помощь и поддержка.
Детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам необходима социально-бытовая адаптация. Она помогает в приобретении или восстановлении утраченных в результате заболеваний, травм, врожденных аномалий (пороков развития) навыков самообслуживания и деятельности в быту, приспособлении к новым условиям жизни в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание благоприятных условий, которые будут способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья и способствовать социальной адаптации несовершеннолетних.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, воом числе кадровыми (специалист по социальной работе, специалист по реабилитационной работе, педагог-психолог, учитель-логопед, художник), материально-техническими, методическими, информационными (сайт и официальная группа в Вконтакте).