Практика:

Центр развития волонтерского движения в сфере адаптивного спорта «Друг особого ребенка»

География реализации практики

Волгоградская область, город Михайловка

Период внедрения практики

С 6 сентября 2018 года по настоящее время

Целевые группы

Данная практика ориентирована на 2 целевых группы:

дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, молодые люди с инвалидностью в возрасте от 18 до 35 лет;

волонтеры – лица в возрасте от 14 до 65 лет.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

  1. Социальная изоляция детей-инвалидов.
  2. Низкий уровень вовлеченности детей с инвалидностью в занятия адаптивными видами спорта.
  3. Создание условий для физической реабилитации и социальной адаптации детей, имеющих различные заболевания.
  4. Содействие развитию адаптивных видов спорта на территории Волгоградской области.
  5. Популяризация и повышение престижа добровольческой деятельности.

Цель практики

Набор, обучение и координация добровольцев (волонтеров), оказывающих помощь спортсменам с ограниченными возможностями здоровья на тренировочных занятиях и соревнованиях по адаптивным видам спорта.

Задачи практики

1) Сформировать сплоченную команду добровольцев для оказания регулярной и систематической помощи спортсменам с ограниченными возможностями здоровья.

2) Содействовать формированию у участников проекта представлений
об основах волонтерской деятельности.

3) Расширить знания волонтеров об особенностях взаимодействия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

4) Обучить волонтеров основам судейства и хронометирования
в адаптивных видах спорта: бочча, петанк, дартс, северная ходьба, легкая атлетика и др.

5) Участвовать в организации и проведении спортивных мероприятий для лиц с инвалидностью на территории Волгоградской области.

6) Способствовать увеличению количества детей-инвалидов, занимающихся адаптивным спортом.

7) Сформировать у участников проекта социально-коммуникативные навыки, лидерские качества, умение работать в команде, видеть нестандартные способы решения проблем.

8) Развивать взаимодействие участников проекта вне спортивного зала.

9) Пропагандировать добровольческое движение, как важнейший фактор развития современного общества.

Краткое описание практики

Реализация деятельности центра по развитию волонтерского движения в сфере адаптивной физической культуры и спорта «Друг особого ребенка» осуществляется с целью привлечения добровольцев к участию в соревнованиях и  тренировочных занятиях по адаптивным видам спорта  на территории Волгоградской области.

Квалифицированные добровольцы, прошедшие специальное обучение,  помогают спортсменам с ограниченными возможностями здоровья и выполняют функции:

- организация спортивных мероприятий для спортсменов-колясочников: бочча, дартс, легкая атлетика, рейсраннинг, стрельба из лука, северная ходьба и др.;

- содействие при транспортировке спортсменов-колясочников к городскому стадиону;

- помощь на тренировочных занятиях;

- участие в организации, а также проведении соревнований и спортивных праздников: судейство, ассистирование, хронометраж, возврат мячей и т.п.;

- общение с детьми в социальных сетях и совместное посещение культурно-массовых мероприятий;

- совместный просмотр фильмов спортивной тематики на киноклубе «Сила духа»;

- фото- , видеосъемка  и другое.

Социальные результаты

При реализации практики получены следующие социальные результаты:

- увеличение числа детей-инвалидов, регулярно занимающихся адаптивными видами спорта;

- улучшение спортивных результатов у детей участников проекта,
а также ускорение процесса физической реабилитации;

- повышение уровня адаптации и интеграции детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья в обществе;

- повышение уровня коммуникативных и социальных навыков, расширение сети социальных контактов у всех участников проекта;

- обеспечение продуктивного диалога с родителями детей
с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение грамотности родителей детей-инвалидов в вопросах физической реабилитации и социальной адаптации;

- удовлетворенность семей улучшением условий для физической реабилитации, социальной адаптации и реализации потенциала детей благодаря участию в мероприятиях проекта;

- распространение опыта внедрения социальной практики добровольчества и индивидуального наставничества;

- развитие добровольческих традиций, всесторонняя поддержка активности и инициативности добровольцев;

- индивидуализация и уважение каждого участника добровольческой деятельности;

- развитие мотивации и систематическое поощрение волонтерства, социальный рост каждого добровольца.

Этапы внедрения практики

Подготовительный: набор и обучение волонтеров путем проведения семинаров, вебинаров и мастер-классов, направленных на информирование в сфере адаптивного спорта.

Основной: оказание помощи благополучателям с ограниченными возможностями здоровья и установленной инвалидностью. Волонтерская деятельность направлена на привлечение целевой группы к тренировочным занятиям по адаптивным видам спорта, на организацию и проведение соревнований. Реализуется мотивационная волонтерская программа, которая направлена на консультирование родителей, по вопросам вовлечения детей с инвалидностью в занятия адаптивными видами спорта.

Заключительный: сбор обратной связи путем проведения анкетирования участников проекта.

Социальная значимость практики

Практика направлена на повышение качества жизни семей, воспитывающих детей с инвалидностью и молодых инвалидов, на их социальную адаптацию, физическую реабилитацию, расширение сети контактов.

Применение практики имеет положительное влияние как на жизнь детей-инвалидов, так и на жизнь родителей, которые в рамках реализации данной инициативы приобретают навыки взаимодействия с детьми. У родителей повышается вера в возможности своего ребенка, появляется уверенность в себе, желание самосовершенствоваться. Семьи получают поддержку и мотивацию от специалистов. Моральная поддержка и укрепление веры родителей ребенка-инвалида в свои силы и возможности способствует вовлечению семьи в тренировочную и соревновательную деятельность, регулярные занятия адаптивной физкультурой, расширению социальных связей и контактов, обогащению коммуникативного опыта, формированию социально-одобряемых форм поведения ребенка-инвалида.

Применение практики помогает детям-инвалидам преодолеть социальную изоляцию, строить социальные отношения, получать новые знания, применять их на практике, осваивая посильные виды спорта, находить поддержку волонтеров-друзей, чувствовать себя полноценным членом социума, обрести возможность реализовать свой потенциал и заложить в свою жизнь ценности здорового образа жизни и привычку заниматься адаптивной физкультурой и спортом, которые позволяют человеку вести продуктивную, насыщенную жизнь.

Волонтер в рамках реализации практики играет неоценимую роль в жизни подопечного, помогает ребенку-инвалиду овладеть незнакомым социальным пространством, новыми видами деятельности, получить неизведанный ранее опыт.

Присутствие волонтеров на тренировочных занятиях и соревнованиях приносит пользу получателям социальных услуг, а также помогает специалистам быть более эффективными в своей работе.

Ресурсное обеспечение практики

Для реализации практики большую роль играет наличие профессионального кадрового обеспечения. Специалисты по реабилитации, задействованные в проекте, владеют большим опытом и приемами мотивации для привлечения, обучения и взаимодействии с волонтерами.

В 2018 году проект стал победителем Всероссийского Конкурса молодежных проектов Федерального агентства по делам молодежи, получен грант на реализацию 100 000 руб.

В 2020 году проект стал победителем Всероссийского Конкурса "Доброволец России-2020" в номинации "Рожденные помогать", получен грант на реализацию 396 879 руб. На данные средства была закуплена экипировка волонтеров и необходимое оборудование для проведения обучающих занятий.

Во время проведения занятий с детьми по адаптивной физкультуре специалисты учреждения используют оборудование, предоставленное Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в рамках реализации "Комплекса мер по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания на территории Волгоградской области".

В настоящий момент учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными. У практики есть отдельная группа в социальной сети Вконтакте и Одноклассниках.

Для информирования используются буклеты, презентации, посты
в социальных сетях.

Организации партнёры

  • Комитет социальной защиты населения Волгоградской области
  • Администрация г.о.г. Михайловка
  • МРО ВОИ ООО "Всероссийское общество инвалидов"
  • АУ "Центр физической культуры и спортивной подготовки г. Михайловка"
  • АУ "Центр развития адаптивных видов спорта г. Волгоград"
  • Федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата Волгоградской области
  • Ассоциация волонтерских центров, ресурсным центром добровольчества Волгоградской области
  • Добро.Центр г. Михайловка

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Сведения об организации

Название организации:
ГКУ СО "Михайловский центр социального обслуживания населения"
Адрес (юридический или фактический):
403348 Волгоградская обл., г. Михайловка, ул. Мира, 65
Руководитель организации:
Бородина Анна Александровна
Контактное лицо:
Колотеева Татьяна Александровна
E-mail организации:
Сайт организации: