Практика:

Центр дневного пребывания «Интеграция»

География реализации практики

Республика Коми, г. Сыктывкар

Период внедрения практики

c 11 декабря 2023 года по настоящее время

Целевые группы

Дети с ментальной инвалидностью в возрасте от 7 до 17 лет, проживающие в семьях.

Родители (законные представители) детей с ментальной инвалидностью.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Предотвращение отказов родителей от детей-инвалидов и попадание таких детей в систему стационарных учреждений. Возможность получить услуги Центра дневного пребывания позволяет восстановить родительский потенциал в семье ребенка с инвалидностью и создает возможности развития и сохранения у ребенка ранее приобретенных социальных навыков.

Цель практики

Формирование навыков самостоятельной жизни детей с ментальной инвалидностью 

Задачи практики

1. Содействие в развитии инфраструктуры стационарного социального обслуживания детей с ментальной инвалидностью: создание Центра дневного пребывания «Интеграция» на базе ГБУ РК «Кочпонский интернат».

2.Внедрение новых практик, методик и технологий, направленных на формирование навыков независимой жизни у детей с ментальной инвалидностью.

3. Разработка и реализация специальных реабилитационных программ для всей семьи с участием родителей (законных представителей), нормотипичных братьев и сестер детей целевой группы.

4. Повышение профессиональных компетенций специалистов для реализации специальных реабилитационных программ.

5.Организация программно-целевой деятельности в рамках реализации проекта.

Краткое описание практики

В Центре создана специальная учебно-тренировочная, предметно-развивающая и культурно-досуговая среда. Педагоги ведут работу с воспитанниками по  формированию навыков самостоятельной жизни: обучают не только общению и прививают навыки здорового образа жизни, но и приготовлению пищи, уборке доме, уходу за посудой и вещами, пользованию бытовыми приборами. С этой целью специалистами разработаны программы предметно-развивающих и коррекционных курсов по социально-бытовой и социокультурной деятельности, по развитию речи и развитию движений. Реализация предметно-развивающих и коррекционных курсов «Дом, в котором я живу», «Мир вещей», «Мир людей», «Весёлый и полезный и досуг» позволила сформировать у детей социально-бытовые навыки, представления о предметах, созданных человеком, и их назначении, социально-коммуникативные, первичные навыки социализации, навыки планирования и проведения активного досуга и отдыха. Практические занятия позволили не только сформировать представления о себе и своём теле, но и закрепить первоначальные представления о ближайшем окружении и простейших родственных отношениях, научить правилам безопасного поведения дома и на улице. Центр дневного пребывания оснащен специальной обучающей средой, в его помещениях функционируют жилые модули: «Кухня», «Спальня», «Санитарная комната», «Прихожая» и 3 жилые помещения для дневного пребывания детей, а также интеграционная учебно-тренировочная «Клининговая мастерская», сенсорно-динамический зал «Дом Совы», кабинет логопеда/психолога. Особое внимание в Центре привлекает «Кулинарная мастерская», которая состоит из кухонного гарнитура, адаптированного для детей с инвалидностью, передвигающихся на колясках и столовой зоны со столами и стульями. В кухне имеется необходимая бытовая электротехника: электроплита и вытяжка, посудомоечная машина, холодильник, телевизор, кухонный комбайн, мультиварка, ломтерезка, чайник, микроволновка. Кроме этого, кухня оснащена целым комплектом кухонной и столовой посуды, необходимыми кухонными приспособлениями, в том числе адаптированными для инвалидов. Интеграционная учебно-тренировочная «Клининговая мастерская» оснащена необходимой для занятий с детьми мебелью, бытовой электротехникой и приборами, средствами для уборки и стирки.

Социальные результаты

Сформировано 3 группы дневного пребывания, количество детей с ментальной инвалидностью, посещающих Центр – 26 человек.

Педагоги ведут работу с воспитанниками по  формированию навыков самостоятельной жизни: обучают приготовлению пищи, уборке доме, уходу за посудой и вещами, пользованию бытовыми приборами. С этой целью специалистами разработаны предметно-развивающие и коррекционные курсы «Дом, в котором я живу», «Мир вещей», «Мир людей», «Весёлый и полезный и досуг», которые позволили сформировать у детей социально-бытовые навыки, представления о предметах, созданных человеком, и их назначении, социально-коммуникативные, первичные навыки социализации, навыки планирования и проведения активного досуга и отдыха.

С двумя социально ориентированными организациями – партнёрами ГБУ РК «Кочпонский интернат»  заключены соглашения по вопросам реализации проекта по направлениям «Сопровождаемое проживание», «Организация деятельности интеграционных мастерских» и «Иппотерапия». 5 специалистов повысили свою профессиональную компетентность на базе РБОО «Центр лечебной педагогики», 2 воспитателя прошли курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация общего образования и комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, с инвалидностью, проживающих в ДДИ», методист прошла очную стажировку по дополнительной профессиональной программе «Инновационный подход в работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках социального сопровождения».

Этапы внедрения практики

1.    Содействие в развитии инфраструктуры стационарного социального обслуживания детей с ментальной инвалидностью: создание Центра дневного пребывания «Интеграция» на базе ГБУ РК «Кочпонский интернат».

·         Организация деятельности учебно-тренировочной квартиры сопровождаемого проживания.

·         Организация деятельности интеграционной учебно-тренировочной «Клининговой мастерской».

·         Социально-средовая и социокультурная реабилитация и абилитация 3-х групп дневного пребывания детей с ментальной инвалидностью.

    ·    Создание учебно-тренировочного и реабилитационного пространства по развитию социально-коммуникативных навыков у детей с ментальной инвалидностью и системными нарушениями речи.

·         Создание физкультурно-оздоровительного, логопедического и сенсорно-динамического пространства.

2.Внедрение новых практик, методик и технологий, направленных на формирование навыков независимой жизни у детей с ментальной инвалидностью.

·         Разработка и реализация программы практикумов «Дом, в котором я живу».

·         Разработка и реализация программы предметно-развивающего курса «Мир вещей».

·         Разработка и реализация программы предметно-развивающего курса курса «Мир людей».

·         Разработка и реализация программы коррекционного курса «Весёлый и полезный и досуг».

3. Разработка и реализация специальных реабилитационных программ для всей семьи с участием родителей (законных представителей), нормотипичных братьев и сестер детей целевой группы.

·         Развитие деятельности семейного инклюзивного орф-клуба «Орфёнок» для детей с ментальной инвалидностью и их семей

4. Повышение профессиональных компетенций специалистов для реализации специальных реабилитационных программ.

·         Профессиональная переподготовка специалистов ГБУ РК «Кочпонский интернат» по направлению «Эрготерапия и реабилитация».

·         Обучение специалиста  ГБУ РК «Кочпонский интернат» на семинаре по сенсорной интеграции.

5. Организация программно-целевой деятельности в рамках реализации проекта.

·         Создание рабочей группы по управлению проектом.

·         Разработка и утверждение нормативных и правовых документов, обеспечивающих реализацию проекта.

·         Формирование целевой группы проекта.

·         Сотрудничество с партнёрами в рамках реализации проекта.

       ·      Представление регионального опыта по реализации проекта.

Социальная значимость практики

Создание условий для улучшения жизнедеятельности несовершеннолетних получателей социальных услуг с ментальной инвалидностью и тяжелыми множественными нарушениями развития, их социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество в полустационарной форме социального обслуживания.

Ресурсное обеспечение практики

Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 24.08.2023г. №1327 «О создании рабочей группы по внедрению и реализации проекта «Сопровождение через всю жизнь» на территории Республики Коми».

Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 30.08.2023г. №1372 «О внесении изменений в приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 24.08.2023г. №1327 «О создании рабочей группы по внедрению и реализации проекта «Сопровождение через всю жизнь» на территории Республики Коми».

Штатная численность сотрудников Центра составляет 17 человек. Ежедневную занятость детей организуют воспитатели, психолог, логопед, инструктор по адаптивной физической культуре, музыкальный руководитель. 

Организации партнёры

  • Коми региональная общественная организация специалистов системы интеграции «Интегративный мир» (КРООССИ «Интегративный мир»)
  • ИП Денисова Н.А. (Конный центр «Аврора»)

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Государственное бюджетное учреждение «Республиканский Кочпонский интернат»
Адрес (юридический или фактический):
167009, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Северная, д.71
Руководитель организации:
Бездижий Юлия Гаджиевна
Контактное лицо:
Макельки Анна Ивановна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: