География реализации практики
Челябинский городской округ
Период внедрения практики
2022-2024
Целевые группы
Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ от 3 до 18 лет, проживающие в г. Челябинске, состоящие на учете в отделении сопровождения замещающих семей и семей с детьми ОВЗ МКУ СО «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» Тракторозаводского района города Челябинска
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это семья с особым психологическим статусом, испытывающая многочисленные повседневные заботы и трудности, редко встречающиеся в жизни других семей. Жизнь семьи при появлении ребенка с особенностями развития кардинально меняется. У семьи возникают проблемы информационного характера по вопросам организации воспитания и обучения своего ребенка, мерах социальной поддержки семьи и их практической реализации. Также появляется потребность в психологическом консультировании семьи по выстраиванию внутрисемейных отношений, взаимодействия с ребенком и между собой. Из общего числа семей, состоящих на учете в отделении сопровождения замещающих семей и семей с детьми ОВЗ 2/3 являются неполными. Мамы остаются один на один с ежедневными трудностями особенно если речь идёт о детях с тяжёлой формой аутизма либо сложной структурой дефекта, когда сочетаются ментальные и физические проблемы, когда у ребёнка нарушен сон и весь режим жизни, а значит, и у его мамы нет возможности выспаться. И проблемными являются все области: сложно уложить спать, сложно одеть, раздеть, накормить, умыть, усадить заниматься.
На мать ложится необходимость общения со специалистами, которое не всегда проходит радостно, а также все трудности, связанные с появлением ребёнка в общественных местах. Она не только не может оставить ребёнка ни на минуту, часто нет времени прилечь, поесть, восстановить внутренний ресурс.
Цель практики
Поддержание родителей ребенка в ОВЗ в ресурсном состоянии.
Задачи практики
- формирование сообщества родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, организация досуговых и обучающих мероприятий (экскурсии, творческие встречи, фитнес для мам и др);
- психологическая поддержка и консультирование родителей (индивидуально и в группах) с применением различных терапевтических техник (песочная терапия, рисование эбру, техника классического лабиринта и др);
- организация развивающих занятий для ребенка ОВЗ.
Краткое описание практики
Куратор семьи совместно с узкими специалистами (дефектолог, канис- треапевт, психолог) проводят анализ анамнеза ребенка, его медицинских заключений, анализ социальной ситуации развития, условий семейного воспитания и углубленной психолого-педагогической диагностики, определяет потенциал развития ребенка. Проводится первичная консультация с родителями с целью определения актуального эмоционального состояния и формирования запроса на консультирование. На основе полученной информации разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и сопровождения ребенка где отражены содержание, способы и методы работы в зависимости от потребностей ребенка и семьи. В процесс реализации программы обязательно вовлекаются родители. Отдельно для родителей организуются различные активности по восстановлению внутреннего ресурса и гармонизации семейных отношений. Либо они получают возможность провести время по своему усмотрению, пока ребенок занят со специалистами отделения. Зачастую даже элементарный поход в магазин становится квестом для мамы ребенка ОВЗ.
В рамках родительского клуба проводятся мероприятия по повышению компетенций, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ различной нозологии.
Мониторинг динамики проделанной работы с ребенком и семьей осуществляется через проведение повторной диагностики ребенка и родителя с выводом о ходе дальнейшей работы с ребенком и семьей.
Социальные результаты
В ходе комплексной работы мы обучили родителей методам развития социализации детей, познавательных и творческих способностей, а также регулировали взаимоотношения родителя и ребенка, вносили рекомендательные коррективы в общение членов семьи с ребенком в домашних условиях. Результатом проведенной работы является качественное изменение ценностных ориентаций и мотивационных установок родителей в отношении своего ребенка.
Посетили занятия Эрбу- 28 родителей
Посетили досуговые мероприятия- 40 родителей
Индивидуальные консультации- 119 родителей
Информационное сопровождение, повышение компетенций – 215 родителей
Занятие фитнесом – 144 родителя
Техника классического лабиринта -10 родителей.
Занятия с психологом- 165 детей
Занятия по канис терапии-96 детей
Занятия с учителем-дефектологом – 160 детей
Нейрофитнес - 30 детей
Этапы внедрения практики
1. Подготовительный этап 2021 год (проектирование реализации практики, анализ методов работы, работа инициативной группы, подбор эффективных технологий, создание алгоритмов работы)
2. Этап опробования 2021 год (применение на практике отдельных методов и технологий, определение их эффективности, внесение необходимых корректировок)
3. Этап реализации 2022-2024 год (обучение специалистов, использование разработанных методов и технологий на практике, фиксация процесса)
4. Аналитический 2025 год (анализ реализации, мониторинг результатов, разбор кейсов, внесение поправок и рекомендаций по повышению эффективности практики)
Социальная значимость практики
Зачастую семья является преобладающей, если не единственной средой обитания ребенка с ОВЗ. Семья дает ребенку уверенность в своих силах, эмоциональный комфорт, безусловную любовь и поддержку. Она аккумулирует, распределяет и регулирует все окружение ребенка. Комплексная помощь семье помогает разобраться с возникающими вопросами, нормализуя жизнь семьи позволяет родителям научиться принимать и любить ребенка таким, как он есть. Ребенок это симптом семьи, поэтому самая эффективная помощь оказывается ребенку посредством помощи семье.
Специалистами отделения проведен анализ семей, состоящих на сопровождении, который показал
Что услуги отделения за указанный период получили 154 семьи из них
Полные семьи -33,8 %. Из них 12% имеют запрос на получение консультации семейного психолога в целях сохранения семьи и гармонизации семейных отношений.
Неполные семьи (мамы)– 66,2, из них 72 % нуждаются в психологической помощи и поддержке в целях сохранения ресурсного состояния, принятия текущей жизненной ситуации.
Воспитывают более одного ребенка с ОВЗ – 11 %.
Ресурсное обеспечение практики
Материально – техническая база отделения обеспечена всем необходимым для работы с семьями. Учреждение располагается в Тракторозаводском районе города Челябинска в зоне транспортной доступности. В отделении созданы комфортные безопасные условия как для детей, так и для родителей. Созданы условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья, пандус, туалет , навигация в том числе тактильные таблички. Оборудована сенсорная комната, спортивный зал, кабинет психолога, кабинет учителя дефектолога. Технические средства и оборудование, в том числе интерактивное для занятий с детьми ОВЗ. Имеются качественные технические возможности для проведения онлайн мероприятий, собственный автотранспорт, позволяющий перевозить детей и семьи. Цифровые ресурсы: доступ в интернет, сайт учреждения, электронная почта, группа в ВК. Кадровое обеспечение практики – 7 специалистов.
Организации партнёры
- КСК «Буян»
- БФ «Благо»
- театр « Скоробей»
- Театр кукол им. Вольховского
- клуб «Добрая лошадка»
- Спортивная школа по адаптивным видам спорта г. Челябинска