География реализации практики
Удмуртская Республика. Киясовский район
Период внедрения практики
С 2023 года по настоящее время
Целевые группы
Люди старшего возраста.
Дети из семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Потребность в общении граждан пожилого возраста, нехватка любви и заботы детей в СОП (социально-опасном положении). Укрепление межпоколенческих связей и улучшение психоэмоционального состояния обеих групп.
Цель практики
Обеспечить самовыражение людей старшего возраста, вовлекая их в активную творческую и наставническую деятельность, содействовать передаче нравственных ценностей и знаний «серебряных» участников практики молодому поколению. Привить молодому поколению уважительное отношение к старшему поколению.
Задачи практики
- Помочь людям старшего возраста выступить в роли добрых наставников для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
- Создать среду, способствующую формированию положительного отношения детей к процессу творчества со старшими наставниками.
- Укрепить межпоколенческие связи через совместную деятельность.
Краткое описание практики
Творческая мастерская «Бабушкин лайфхак» - это практика, которая показывает пример наставничества, где бабушки являются не только творческими учителями, но и образцом правильных человеческих взаимоотношений для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально - опасном положении.
Основой творческой мастерской стал уже действующий клуб «Мастерица», созданный сотрудниками филиала Республиканского комплексного центра социального облуживания населения в Киясовском районе Удмуртской Республики. На занятиях участники проекта работают парами — бабушка-наставник и ребенок. Творческие пары на каждом занятии формируются спонтанно и совместно готовят свое рабочее место. Занятия начинаются с обсуждения о том, что можно смастерить из предметов, бывших в употреблении, оформив работу современной фурнитурой. Например, памятный подарок из жестяной банки, лоскутка ткани и деревянных палочек от мороженого. И как его можно украсить, добавив кружево, пуговицы или бусины. Наставники рассказывают о приемах и правилах аккуратной и безопасной работы, применения на практике техник декупаж, скручивания нити, аппликации и др. В процессе конструирования из различных предметов расширяется и обогащается практический опыт взрослых и детей.
Дети учатся творить, изобретать и видеть красоту в обычных вещах. Постепенно ребята становятся активными и самостоятельными в творческой деятельности.
Выступая в роли наставниц, бабушки помогают раскрыть у детей творческий потенциал, фантазию, цветовосприятие и чувство композиции. Совместное творчество развивает интеллект и мелкую моторику, а живое общение поднимает всем настроение и способствует передаче нравственных ценностей и уважительному отношению друг к другу. Проект позволяет представителям старшего поколения стать незаменимыми добрыми помощниками и наставниками детям, нуждающимся в заботе и поддержке.
Творческая мастерская «Бабушкин лайфхак» создает дружелюбную обстановку и дает возможность представителям старшего поколения совместно с детьми создавать своими руками сувениры и реализовывать интересные и конструированию идеи.
Готовые творческие работы, например пасхальная корзинка или органайзер для карандашей, доставляют детям много радостных моментов. Наставники анализируют результаты творческих работ, подводят итоги и организуют выставки.
На свое усмотрение изготовленные сувениры ребята могут оставить у себя для дальнейшего применения или подарить своим родным и друзьям.
«Творческая мастерская «Бабушкин лайфхак» дает возможность старшему поколению чувствовать себя востребованными и сопричастными к важному делу, что благотворно влияет на их психоэмоциональное состояние.
Социальные результаты
С 2023 года в период работы практики 15 человек стали творческими наставниками для 50 детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Творческая мастерская «Бабушкин лайфхак» помогла организовать активный и полезный досуг для людей старшего поколения и детей. «Серебряные» волонтеры реализовали себя в наставнической деятельности и стали добрыми помощниками для молодого поколения. Дети, посещавшие практику, нашли занятие по душе и приобрели новые знания в прикладном творчестве.
Совместное творчество укрепило межпоколенческие связи и все участники проекта улучшили свое психоэмоциональное состояние.
Этапы внедрения практики
Подготовительный :
● Разработка творческих программ.
● Поиск и отбор наставников, формирование команды.
● Разработка и утверждение плана мероприятий.
Основной:
● Проведение обучающих занятий для наставников.
● Формирование групп детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, с учетом возраста и навыков.
● Объединение наставников и групп детей в творческие коллективы для дальнейшей реализации практики.
● Реализация мероприятий согласно плану.
● Осуществление наставнической деятельности с опорой на творческое направление.
● Освещение работы в СМИ.
Социальная значимость практики
Практика направлена на развитие творческой деятельности у старших и детей, на формирование правильных ценностей. Занятия и дружелюбная атмосфера благотворно влияют на психологический комфорт обоих поколений. Дети получают от бабушек- наставниц нравственные ценности, практические знания и трепетную заботу, которых им не хватает в своих семьях.
Ресурсное обеспечение практики
Филиал Республиканского комплексного центра социального обслуживания населения в Киясовском районе обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными - сайт и официальная группа в ВКонтакте, газета «Знамя труда» Киясовского района. Специалисты учреждения владеют приемами мотивации для привлечения серебряных волонтеров и детей для участия в работе в творческой мастерской «Бабушкин лайфхак».
Организации партнёры
- -