География реализации практики
Новосибирская область
Период внедрения практики
С 2022 года по настоящее время
Целевые группы
Дети и подростки с инвалидностью в возрасте от 8 до 18 лет. Семьи, воспитывающие детей и подростков с инвалидностью в возрасте от 8 до 18 лет
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Внедрение практики обусловлено проведенным анализом с целью выявления потребностей у семей, воспитывающих детей и подростков с инвалидностью в возрасте от 8 до 18 лет. Учитывая приоритет реабилитационных и развивающих мероприятий в жизни «особых» детей, проводимых в дневное время, запрос семей был сформулирован на обеспечение социокультурной и досуговой занятости в вечернее время и выходные дни
Цель практики
Создание социального арт-коворкинг пространства, способствующего социализации, реабилитации и адаптации детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью, развитию перспектив их самореализации в будущей жизни
Задачи практики
1. Создание условий для организации открытого пространства для социализации и адаптации детей с инвалидностью в формате выходного дня (оказание услуг в вечернее время и выходные дни) в рамках выстраивания пролонгированного маршрута помощи семьям с детьми-инвалидами. 2. Поддержка жизненного потенциала семей путем организации занятости свободного времени детей и подростков с инвалидностью в культурно-досуговом пространстве на базе организации социального обслуживания, вовлечение родителей в совместный досуг с ребенком. 3. Создание условий для ситуаций достижения успехов детьми с инвалидностью, способствующих личностному росту их развитию и адаптации в стандартных социокультурных ситуациях, мотивирование их на занятия творчеством. 4. Развитие вариативных досуговых направлений для обеспечения права выбора досуговой занятости и удовлетворения потребностей и интересов детей целевой группы
Краткое описание практики
Практика рассчитана на 12 месяцев, с дальнейшим пролонгированным сроком. Инклюзивное коворкинг-пространство - место для проведения мастер-классов, занятий по направлениям: «Адаптивная хореография «Развиваемся в танце», «Мультстудия «Веселые вспышки», «Декоративно-прикладное творчество «СоТворчество», организация тренинговых программ и встреч-практикумов, массовых развлекательных мероприятий. Внедряемая практика, с одной стороны, призвана обеспечить организацию доступной среды для эффективной досуговой занятости детей с инвалидностью и их самореализации, с другой, обеспечивает возможность проведения мероприятий по социализации и адаптации детей с инвалидностью в перерывах между интенсивными курсами реабилитации.
Практика предусматривает вариативность форм и подходов к оказанию услуг, помимо организации занятий с детьми по выбранному направлению досуговой и творческой деятельности, предусмотрено семейное участие в творческих и иных конкурсах, фестивалях, посещение музеев, выставок, экскурсий. В обязательном порядке на систематической основе проводятся открытые занятия для демонстрации родителям достижений успеха. Дети принимают участие в фестивалях и конкурсах для демонстрации своих достижений и формирования ситуации успеха.
Внедренная практика доказала целесообразность включения в систему оказания поддерживающей помощи социокультурной и досуговой реабилитации детей и подростков с инвалидностью, являющейся основополагающей в самореализации и развитии их личности, а также в улучшении жизненного потенциала их семей.
Социальные результаты
100 % охват целевых групп; 128 детей посетили коворкинг пространство; 128 детей приняли участие в международных, всероссийских, региональных конкурсах; 125 семей получили услуги социокультурной и досуговой реабилитации; 100 % семей повысили компетентность в вопросах воспитания, обучения, развития «особого» ребенка.
Этапы внедрения практики
Подготовительный этап 1. Проведение информационной кампании: разработка и распространение информационно-просветительских печатных и видео материалов, создание в социальных сетях страницы проекта. 2. Взаимодействие с организациями-партнерами по организации деятельности, составление плана мероприятий, назначение ответственных лиц, определение состава волонтеров для организации мероприятий. 3. Закупка оборудования. 4. Формирование целевых групп.
Основной этап 1. Оснащение помещения коворкинг пространства новым оборудованием, создание открытого развивающего пространства. 2. Организация и проведение запланированных мероприятий проекта: занятий по направлениям, мастер-классов, тренингов, семинаров-практикумов, организация участия детей в конкурсах различного уровня, ярмарках, выставках детского творчества. 3.Информационное освещение о ходе реализации мероприятий в социальных сетях, на сайте учреждения, в СМИ.
Заключительный этап 1. Подведение итогов проекта. 2. Информационное освещение в социальных сетях, сайте учреждения, СМИ о результатах и итогах организации добровольческой деятельности.
Социальная значимость практики
Предоставление услуг обеспечивается в вечернее время и выходные дни. Это позволило увеличить число детей с инвалидностью, получающих реабилитационные услуги и обеспечить удовлетворение запроса семей целевой группы на услуги по социализации и адаптации в удобном формате и удобное время.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы: директор, заместитель директора по ВиРР, заместитель директора по общим вопросам, заведующая отделением психолого-педагогической реабилитации «Содействие», методист, педагоги дополнительного образования.
Финансовые ресурсы: за счет средств областного бюджета и привлеченных средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Материально-технические: здание, автотранспорт, оборудование.
Информационные ресурсы: официальный сайт учреждения, группа в социальной сети.
Организации партнёры
- Министерство труда и социального развития Новосибирской области
- Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- Муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный центр «Патриот»
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная коррекционная школа № 31»
- МКУ культуры города Новосибирска «Централизованная библиотечная система им. Д.С. Лихачева Калининского района»